Джордано Лука. Giordano Luca

Джордано Лука Творчество и биография Джордано Лука Похищение Прозерпины, 1684−1686 Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция Ладья Харона, чары Ночи и Морфей, 1684−1686, Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция Триумф Галатеи, 1675−1677 Эрмитаж Санкт-Петербург Битва Персея, 1670 Национальная галерея, Лондон Джордано Лука (Giordano Luca) (1632−1705) Итальянский художник эпохи барокко. Родился 18 октября 1632 года в Неаполе. В течение 9 лет Лука Джордано обучался живописи в своем родном городе у Хусепе Риберы, последователя живописной реформы Караваджо. Потом Джордано занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершил свое образование копированием работ Рафаэля и Микеланджело.

Впоследствии Лука Джордано трудился в Болонье, Парме и Флоренции, в начале 1690-х годов был приглашён королем Карлом II в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. В ранних произведениях - серии полотен «Философы» (хранятся в собраниях - Брешия, Пинакотека Тозио-Мартиненго; Рим, Национальная Галерея Корсини; Эрмитаж), полуфигуры нищих-бродяг с атрибутами античных мыслителей порой выглядят гротескно, в отличие от подобных «портретов-типов» Риберы. Сильной караваджистской непрозрачной светотенью моделированы их крепкие фигуры, выступающие из темного фона. Живописные приемы караваджизма - эффекты искусственного света, динамичное распределение светотени присутствуют и в других ранних произведениях-картинах «Аполлон и Марсий», «Мучение Св.

Лаврентия" (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), «Кузница Вулкана» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Однако сюжеты трактованы с некоторой поверхностью, менее эмоционально, чем у Караваджо и Риберы, персонажи сцен из легендарной истории и мифологии выглядят более холодными. Обладал значительным художественным талантом, весьма развитым чувством красоты и удивительной находчивостью воображения; но иногда непростительно злоупотреблял своим дарованием, считая бойкость и быстроту фактуры главным достоинством живописного произведения.

Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Одни из них прекрасно задуманы, нарисованы и написаны; другие слабы по концепции и небрежны по исполнению. Из Неаполя Джордано путешествовал в Рим, Венецию, Болонью, Парму, Флоренцию. В Риме на него произвели своим грандиозным размахом барочные иллюзионистические архитектурные перспективы Пьетро да Кортона, в Венеции - Веронезе и Тициан.

От самого неаполитанского художника мастера Венеции восприняли приемы сильной контрастной светотени («тенебризма» - от итал. tenebroso), а Джордано, получив здесь заказы на росписи церквей, пытался постичь тайны светоносного колорита венецианцев, подражать мягкой пластике их мазка, пространственным, наполненным светом, композициям Веронезе в больших декоративных циклах (его шедевр - росписи палаццо Медичи-Рикарди во Флоренции, 1682). Его образы в станковых картинах на сюжеты из легендарной истории («Мадонна с балдахином».

Национальные галереи Каподимонте; «Христос среди донаторов», Рим, Национальная галерея Корсини) или мифологические сюжеты «Сон Вакха» (Эрмитаж); «Любовь и пороки обезоруживают правосудие» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) насыщены светским духом, несут в себе оттенок чувственной грации, предвосхищающей рококо.

В декоративных фресковых росписях его не увлекало построение сложных архитектурных перспектив, маленькие парящие в бездонном пространстве фигурки сосредоточены главным образом по бокам, оставляя пустым небесное пространство в центральной части плафона. Иногда аллегорическое содержание его росписей несколько усложнено, как во фресках королевского дворца в Мадриде или в соборе в Толедо, исполненных во время пребывания в Испании (1682−92), но его искусство всегда несет в себе атмосферу праздничности, предвосхищая искусство венецианских «виртуозов» 16 века, светскую трактовку аллегории в век Просвещения. Поздний цикл станковых картин на тему библейской истории Юдифи (1704, Неаполь, Национальный музей Сан Мартино), пожалуй, самое драматическое произведение Джордано. Картины написаны динамичным мазком, бурная экспрессия в выражении чувств героев, как всегда в работах художника, кажется несколько поверхностной.

Лучшими из работ Джордано считаются «Основание ордена Золотого Руна», плафон в одной из зал Дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, «Триумф Юдифи» и другие фрески в церкви Сан-Мартино, в Неаполе, «Михаила-архангела, поражающего Сатану» в Вене и «Суд Париса» в Берлине. В Эрмитаже хранятся четыре картины этого живописца, принадлежащие к числу наиболее удачных его работ: «Спаситель, снятый со креста», «Отдыхающий Бахус», «Суд Париса» (копия берлинской картины) и «Кузница Вулкана»; кроме того, в Эрмитаже имеются три менее значимые картины Джордано: «Триумф Галатеи», «Похищение Европы» и «Аполлон и Дафна».

Джордано был мастером переходной эпохи рубежа 17−18 веков, поэтому в его творчестве черты позднего барокко подверглись своеобразной трансформации, предвосхищая открытия нового столетия. Скончался Джордано Лука 3 января 1705 года на родине в Неаполе.