Тот самый Рыбников

«Композитор года», миллионные тиражи виниловых пластинок, припавшие к экранам стар и млад, когда идут фильмы с его музыкой - «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Через тернии к звёздам», «Тот самый Мюнхгаузен», - этот ряд каждый может продолжить сам… Зашкаливающие аншлаги на показах первых в СССР рокопер, попавших сразу в разряд культовых событий, - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». Вы конечно же назвали это имя - Алексей Рыбников, композитор, которого обожали миллионы людей, причём задолго до официального признания и государственных наград.

«Не останавливаться на достигнутом» - таким видится кредо музыканта, недавно отмечавшего 50летие творческой деятельности, а в эти дни празднующего 70й день рождения. Среди сюжетов биографии Рыбникова пунктирной линией проходит история его собственного театра. В 1988 году он организует производственнотворческое объединение «Современная опера», а в 1999 м появляется театр «Творческая мастерская Алексея Рыбникова», где композитор продолжает искать новые формы синтеза драмы и оперы.

«Эстетика моей мастерской резко отличается от того, что делается сейчас в современных музыкальных театрах, - не раз подчёркивал в интервью Алексей Рыбников. - Там - нацеленность на развлечение. У меня же так получилось, что все произведения, начиная со „Звёзды и смерти Хоакина Мурьеты“, „Литургии оглашенных“, не говоря уже о „Юноне и Авось“, где многое связано с религиозной сферой, затрагивают очень серьёзные темы». Одна из последних работ юбиляра - «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта» по роману Льва Толстого «Война и мир». И здесь Рыбников верен идеалам высокого искусства: никакого популизма, заигрывания с толпой: «Мне было интересно показать столкновение русского и европейского мировоззрений, подчеркнуть линию противостояния Александра и Наполеона». Не правда ли, актуально как никогда?!

Казалось бы, есть все основания почивать на лаврах. Алексей Рыбников - народный артист России, лауреат Госпремии, независимой премии «Триумф», член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям Правительства Москвы… Но сам он считает иначе: «Если есть „отчаяние поиска“, то ты жив и всё будет в порядке». Поэтому наш герой меняет амплуа: «Я первый в мировой истории композитор, который будет снимать музыкальный фильм, выступая в качестве режиссёра. Ни один композитор в истории человечества за подобное безумие не брался». Нас ожидает картина «Дух Соноры» - новая версия «Хоакина Мурьеты» по сценарию Юлия Кима.

В третьем тысячелетии композитор всё больше времени посвящает созданию произведений в академических жанрах: появляются одна за другой симфонии, инструментальные концерты. Выдающиеся классические артисты считают за честь осуществлять их премьерные исполнения. «Для меня Рыбников, как это ни удивительно, академический композитор, классик, - признаётся Александр Сладковский, главный дирижёр Госоркестра Республики Татарстан. - Мне было 15 лет, когда я впервые услышал его рокоперы - „Хоакина Мурьету“ и „Юнону и Авось“. Танцевал с девочками под эту музыку, влюблялся, страдал. Так что вся моя жизнь прошла под знаком Рыбникова. Но, соприкоснувшись как дирижёр с его творчеством, воспринимаю его как автора выдающейся классической музыки, многих шедевров на все времена. Его Пятая симфония „Воскрешение мёртвых“ - невероятно сложная партитура для огромного состава исполнителей - торжество оптимизма и жизнеутверждающей энергии. И в этом весь Рыбников: масштаб, глубина, сила».