Огюст Рикар де Монферран - выдающийся зодчий первой половины XIX века.
Француз по национальности, Монферран провел в России 42 года. Именно в России он создал произведения, вошедшие в историю русского и европейского зодчества.
Его архитектурная, строительная и художественная деятельность все еще, несмотря на ряд опубликованных исследований, не получила всестороннего освещения и заслуженной оценки.
Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран родился 23 января 1786 года во Франции, в небольшом местечке Шайо, предместье Парижа (департамент Сены).
Уже в 1814 году, когда русские войска вошли в Париж, среди парижских архитекторов, преподнесших императору Александру I свои проекты, был и Монферран. Сегодня в отделе графики Государственного Эрмитажа хранится красная с золотым тиснением папка с рисунками размером 12×52 см с надписью: «Разные архитектурные проекты, представленные и посвященные Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I Августом Монферраном, членом французской Академии архитектуры. Париж. Апрель 1814 г.
Некоторые исследователи считают, что Монферран в 1814 году еще не имел специального архитектурного образования. Однако документы, и в частности удостоверение О. Монферрана об окончании Королевской специальной школы архитектуры, свидетельствуют об обратном:
«Министерство внутренних дел Отдел изящных искусств. 80.
Я, нижеподписавшийся, свидетельствую, что г-н Монферран (Анри Луи Огюст Леже), родившийся в п. Шайо, департамент Сены, 23 января 1786 г., прошел курс обучения в Специальной школе архитектуры в Париже с 1 октября 1806 г. по 1 октября 1813 г. За это время он добился успехов в изучении архитектуры и два раза был допущен к участию в конкурсе на Большой Римский приз, а именно в 1807 г. при постройке Дома просвещения для принцев и в 1810 г. при постройке Биржи в Коммерческом городке.
В подтверждение сего ему выдано настоящее удостоверение, удостоверяющее то, что имело быть.
Дворец изящных искусств в Париже, 1 июня 1816 г.
Секретарь-архивариус Королевской школы архитектуры".
Свидетельство инспектора архитектуры Парижа: «Я, нижеподписавшийся, генеральный инспектор архитектуры отдела общественных работ департамента Сены и города Парижа, член Королевского консультативного совета по строительству, кавалер ордена Почетного легиона, удостоверяю, что г-н Огюст де Монферран, архитектор, работал у меня в качестве такового в течение нескольких лет неоднократно, что во всех случаях я замечал в нем весьма выдающийся талант в чертежном и архитектурном деле, которыми он занимается равно как с усердием, так и с успехом, и что касается строительства, то он способен оправдать доверие, которое ему будет оказано.
В Париже, 31 мая 1816 г. Молино".
Этот период жизни Монферрана связан с именами известных французских архитекторов Ш. Персье и П. Фонтена, представителей господствовавшего в начале XIX века стиля ампир, у которых он проходил архитектурную практику. Их творчество в значительной мере отразилось на формировании художественных взглядов Монферрана.
Итак, профессиональный архитектор О. Монферран представил образцы своего творчества: Публичная библиотека, казино, статуя, фонтан, обелиск, а также чертеж уже созданного им памятника. Под каждым из проектов - краткий перечень работ и материалов с указанием их стоимости.
Вряд ли эти проекты заинтересовали императора, но в 1816 году Монферран приехал в Россию.
В Петербурге он обратился к влиятельному сановнику А. Бетанкуру с просьбой устроить его на государственную службу. Ознакомившись с проектами и графическими работами молодого архитектора, Бетанкур предложил ему должность старшего чертежника Комитета по делам строений и гидравлических работ, руководителем которого являлся. А уже 29 февраля 1818 года указом императора Монферрану была поручена перестройка Исаакиевского собора.
В 1817 году Монферран разрабатывает проект собора и ряд построек для ярмарки в Нижнем Новгороде.
Спасский собор в Нижнем Новгороде
Строительство Спасского собора, начавшееся в августе 1818 года, завершилось в 1822 году. В плане здание представляет собой крест. Южный и северный фасады отмечены портиками тосканского ордера. Восточный и западный выступы украшены полуколоннами. Собор имеет пять простых по рисунку куполов. Их барабаны украшены полуколоннами ионического ордера и прорезаны окнами.
В целом архитектурное оформление собора выдержано в стиле классицизма. Интерьер, богато декорированный лепниной и полуколоннами коринфского ордера, украшали живописные произведения религиозного содержания. Здание замыкало собой главный бульвар ярмарки.
Спасский собор в Нижнем Новгороде явился одной из первых крупных работ Монферрана в России. По своему архитектурному облику он напоминает Исаакиевский собор.
Дом князя Лобанова-Ростовского
В 1817 - 1819 годах в Петербурге Монферран строит дом для князя Лобанова-Ростовского (впоследствии здание Военного министерства, ныне - Проектный институт 1).
Перед архитектором была поставлена сложная задача - застроить участок, имевший форму треугольника. Кроме того, Монферран был связан пропорциями уже существующих на площади построек, и прежде всего Адмиралтейства. За три года было возведено здание, занимающее целый квартал, высота и пропорции которого согласовывались с архитектурой Адмиралтейства.
Монферран успешно справился с редким в архитектуре случаем обработки двух острых углов. Творческая удача в значительной степени содействовала укреплению авторитета молодого архитектора.
Дом Лобанова-Ростовского трехэтажный. Нижний этаж, играющий роль цоколя, подчеркнут крупным рустом. Второй этаж богато декорирован, третий оформлен более скромно. Фасады здания решены в характерной для классицизма манере. Портики коринфского ордера придают им торжественность и парадность. Главный фасад, выходящий на Адмиралтейский проспект, украшен фигурами львов из белого мрамора на гранитных постаментах. Эти изваяния, выполненные скульптором Трискорни, воспеты
С подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые…
Карьера
Блестящая карьера Монферрана в России вызывала зависть, особенно накалял обстановку архитектор А. Модюи, распустивший слухи о якобы незаконном ношении Монферраном ордена Почетного легиона, а также об отсутствии у него архитектурного образования.
Французский посол граф де ла Ферроне пригласил к себе Мо-дюи и Монферрана, чтобы установить истину. Монферран передал послу удостоверение об окончании Королевской специальной школы архитектуры в Париже, а также изложил обстоятельства своего награждения, сообщив при этом, что документы во время войны были им потеряны.
В записке Монферран указал, что в 1806 году он поступил на военную службу конным стрелком, а после участия в итальянской кампании получил чин сержанта, однако вскоре из-за ранений в голову и бедро покинул службу.
По утверждению Монферрана, вторично ему пришлось надеть мундир в 1813 году, когда он был назначен старшим сержантом полка почетной гвардии и, сформировав 1-ю Версальскую роту, присоединился к армии под Дрезденом. В сражении при Арно он отличился, и за боевые заслуги был награжден.
На запрос посольства Военное министерство Франции ответило, что «в поименном реестре ордена Почетного легиона сведения о Рикаре де Монферране отсутствуют», но в документе была оговорка о том, что в военное время декреты часто пропадали. В этом случае письменное объяснение Монферрана не могло служить основанием, подтверждающим его награждение, и ношение ордена ему запретили.
Однако радость недоброжелателей была непродолжительной: менее чем через год были получены документы, в настоящее время хранящиеся в ЦГАЛИ, свидетельствующие о том, что он действительно был награжден орденом Почетного легиона.
Монферран часто получал заказы в аристократических кругах на проектирование и строительство. Так, им построены дача графа Милорадовича, павильоны в пригородах Петербурга, здания в Екатерингофе - вокзал, готический павильон, Ферма и другие парковые сооружения. Монферрана привлекают как экспер-та-специалиста в области архитектуры и строительной техники к участию в государственных комиссиях. Но все это происходило на фоне основной его работы - строительства Исаакиевского собора.
С 4 мая 1826 года Монферран входит в специальную комиссию, созданную для рассмотрения проекта храма Христа Спасителя в Москве. В том же году комиссии по строению Исаакиевского собора поручается обследовать и организовать работы по возведению храма на Воробьевых горах в Москве. Большую роль в этой работе сыграл Монферран.
В 1826 году архитектор получает заказ на переделку части помещений Зимнего дворца. Этот заказ позволил ему проявить себя блестящим художником-декоратором.
Спустя год Монферран исполняет серию рисунков для оформления заказов Большого Фельдмаршальского и Петровского залов в Зимнем дворце. Убранство парадных залов Зимнего дворца было закончено в 1833 году, но пожар 1837 года полностью уничтожил отделку этих помещений.
Александровская колонна
Особое место в творчестве Монферрана занимает Александровская колонна - лучший триумфальный памятник XIX века, воздвигнутый в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.
При создании Александровской колонны творческие замыслы архитектора не связывал комплекс функциональных, технических, производственных и художественных условий. Он решал в основном художественно-творческую задачу. Работа несколько облегчалась тем, что еще в античности было найдено принципиальное композиционное решение колонны-памятника. Монферрану оставалось лишь выбрать и художественно проработать один из вариантов.
Учитывая сложившийся ансамбль площади, Монферран понимал невозможность установки скульптурного памятника. Архитектор спроектировал колонну из гранитного монолита высотой 26,5 метра. Стоящая на монументальном пьедестале в центре площади колоссальная колонна из темно-красного финляндского гранита увенчана римско-дорической с иониками и бусами капителью. Наверху на полусфере установлена бронзовая статуя, изображающая ангела. База колонны и пьедестал облицованы бронзой. Сооружение покоится на темно-красном стилобате с тремя ступенями. Цвет камня гармонирует с темно-зеленой патинированной бронзой. Изысканные пропорции колонны с трудом допускают мысль о том, что ее нижний диаметр больше 3,5 метра. Шедевром литейного искусства являются бронзовые барельефы пьедестала с орнаментированными архитектурными профилями; база и подножие колонны украшены гирляндами.
Легкость, классическая уравновешенность и пропорциональность всех частей колонны придают ей ту простоту, которая делает все сооружение стройным и величественным.
Монферран сориентировал колонну так, чтобы она имела наилучшую точку восприятия из окон Зимнего дворца. Это определило ее эффектную установку на фоне полукружия здания Главного штаба, разорванного в центре пролетом величественной арки. Ритмические вертикали колонн фасада здания как бы подчеркивают основной композиционный мотив монумента.
Заслуга Монферрана состоит в том, что он, тонко понимая классическую архитектуру, сумел дать оригинальное решение. Он показал большие технические познания, строительный опыт, необходимые для сооружения этого интереснейшего памятника.
Александровская колонна, бесспорно, обладает большими художественными достоинствами и является лучшим творением О.Монферрана. Ее создание заставило надолго умолкнуть завистников и недоброжелателей выдающегося архитектора.
Исаакиевский собор
Однако главным делом своей жизни он считал возведение Исаакиевского собора. Сорок лет О. Монферран оставался бессменным руководителем строительства, отдавая ему свою энергию и силы.
С конца 1826 года, когда Монферран был официально утвержден главным архитектором по строению Исаакиевского собора, на чертежах и деловых документах рядом с подписью он стал ставить свою личную печать - овал с изображением портика и змеи. Внутри, по краю овала - надпись: ML’ar-te de SMT des travaux de l’Eglise d’Isaac" («Архитектор Его Императорского Величества, строитель церкви Исаакия»).
И действительно, Монферран, создатель целой архитектурной школы, вошел в историю зодчества как автор и строитель Исаакиевского собора.
В России О. Монферран получил возможность совершенствовать свое мастерство архитектора. Природный талант, умение завоевывать расположение не только подчиненных, но и придворных и самого императора обеспечили ему успех. 30 мая 1858 года состоялось открытие собора. Вскоре после этого Монферран заболел воспалением легких и через несколько дней скончался. Архитектора похоронили во Франции.
Заслуги Монферрана были признаны Российской Академией художеств, Академией Святого Луки в Риме, Королевским институтом Африки в Руане. Кроме русских орденов, перечисленных в послужном списке, Монферран награжден орденами Франции, Пруссии, Швеции, Большой золотой медалью папы римского.