Нильс Дардель - ни на кого не похожий, и вобравший в себя всех
Нильс Дардель - классик шведской живописи, скончавшийся в 1943 году в возрасте 54 лет, оставивший после себя «Умирающего денди», «Транссибирскую магистраль», «Черную Диану», «Пылающее сердце», «Отца», «У эксцентричной дамы»…
У любого жителя европейского Севера мало-мальски знакомого с искусством за этими названиями сразу встают в воображении и сами картины. И собраны они, главным образом, в музеях Скандинавии. Художник оставил после себя собственное, пусть пока и местного значения, направление в искусстве: «дарделизм».
- Дарделизм - понятие, введенное в обиход профессором истории искусств Рагнаром Юсефссоном, в конце 1930-х годов, - мы беседуем с директором Музея современного искусства города Мальмё, куратором стокгольмской выставки работ Нильса Дарделя, Юном Петером Нильссоном. - Дарделизм распространяется на картины, написанные Дарделем с конца 1910 годов до середины 1930-х, и которые можно описать как «водовороты подсознания», из которых выныривают кошмарные звери. Профессор считал, что Дардель не укладывается в рамки существующих «измов».
В 1908 - 1910 годах Нильс Дардель учился в Стокгольмской академии художеств, после чего увлекся фовизмом Матисса и кубизмом. После этого Дардель начал искать собственный путь в искусстве. В Париже. Отметим, что в 1911 году в Париж уехал и Марк Шагал. Его влияние на Дарделя тоже видится в работах шведского художника.
Работы Нильса Дарделя хранятся в музеях Стокгольма, Гётеборга, Мальмё, Осло… Скандинавии, стало быть, главным образом. Распространения по миру, так сказать, он не получил.
- Это небольшая загадка, - замечает наш собеседник, - Нильс увлекался и увлекал и мужчин и женщин. Он рано уехал в Париж и прожил там всю жизнь, практически, общался с авангардистами-космополитами. Но за границей его работы выставлялись на одной выставке в Германии. Непонятно, почему не состоялся международный прорыв.
Пару лет назад причудливый «Водопад» Нильса Дарделя ушел в Стокгольме с аукциона за 24 миллиона крон, около 4 миллионов долларов тогда, рекорд для работ шведских авангардистов. «Авангардисты» - понятие, в данном случае, условное.
Сравнительно недавно, Стокгольмский аукцион продал и «Транссибирскую магистраль». Почти за 5 миллионов шведских крон. Картина с 1918 года находилась в одних руках и, судя по всему, осталась в Швеции. Магистральная, можно сказать, картина в творчестве художника. Он впервые смешивает там разные временные и пространственные изображения, прием, который в искусстве называется симультантизм.
- Картина находится в шведском владении, - подтверждает куратор выставки. - В принципе, все картины Дарделя находятся в шведском владении.
По Транссибирской магистрали Нильс Дардель возвращался в Европу с Нитой Валленберг, дочерью шведского посла в Токио, со своей большой и несчастной любовью: семья Валленбергов была против этого брака и заставила Ниту расстроить помолвку. Нита Валленберг занимает центральное место во многих произведениях Дарделя: в «Преступной страсти» - убийство из ревности - стреляет она, «Эксцентричная дама» - тоже она, а на картине «Экзекуция» изображен в образе палача её отец Густав Оскар Валленберг. Палач сбрасывает в пропасть молодого человека.
В 1919 году была расстроена помолка, в 1921 году Нильс Дардель женился на Туре Аксельсдоттер, с которой прожил 23 года, в этом браке у них родилась дочь: Ингрид фон Дардель.
- На рубеже прошлого и позапрошлого веков Ницше декларировал: «бог мертв», и человек сам должен управлять своей жизнью. Фрейд говорил о том, что в одном человеческом теле уживаются несколько «я»… Весь «проект» создания «нового» человека строится на идее личного, частного, индивидуального раскрепощения человека.
Нильс Дардель всю жизнь создавал свой собственный образ в искусстве. Миф, в конце концов, стал реальностью. Музыка, трогающая сердца.