Антропов Алексей Петрович

Антропов Алексей Петрович (1716 - 1795), выдающийся русский портретист. Сын оружейного мастера. С 1732 - ученик замечательных русских мастеров живописи - А. Матвеева и И. Вишнякова. Принимал участие в декоративных росписях Зимнего (1744), Летнего (1748), Царскосельского (1749) и др. дворцов. Под руководством Антропова был расписан Андреевский собор в Киеве (1752 - 55). Заслуги молодого талантливого живописца были оценены, и с 1761 он был назначен в Синод - главным надзирателем живописных и иконописных работ. Однако в истории русского искусства Антропов остался прежде всего как замечательный портретист, творчество которого исходило из национальной традиции XVII века и портретного канона петровского времени, олицетворяя следующий этап в развитии русской портретной живописи XVIII века.

Солдатский сын, по образу жизни и воспитанию тесно связанный с демократическими кругами, Антропов сумел и в дальнейшем сохранить душевную крепость, здоровую национальную основу, противостоящую чужеземным влияниям. Рядом с иностранными портретистами середины и второй половины века он выглядит тяжеловесным, «примитивным», архаичным. Как и И. Вишняков, но несколько в другом плане и еще более последовательно, он тяготеет, не к распространенным европейским течениям, а скорее к традициям парсуны, русского и украинского портрета XVII века; та же плоскостность и упрощенность формы, те же застылые неподвижные позы, жесткие контуры, сильные и звучные сопоставления локального цвета без какой-либо воздушности и деликатных нюансов и полутонов, те же трезвые, грубовато прямолинейные образные характеристики.

Смелое сопоставление цветов, насыщенные колористические контрасты, разнообразие приемов письма - все это характеризовало манеру Антропова. Грубовато-откровенный в своих правдивых портретных характеристиках, Антропов был чрезвычайно далек от какой бы то ни было поверхностной идеализации фигуры, даже если героем картины становился монарх. Что и проявилось в портрете Петра III (1762. Гос. Русский музей). Антропов не тешился иллюзиями: своих титулованных заказчиков он изображает без всякой лести и приукрашивания. Этот портрет он строит по всем общепринятым канонам парадного портрета: колонны пышные драпировки, горностаевая мантия, царские регалии изысканно величественная поза… Тем рельефнее выступает на фоне импозантного антуража ничтожество, физическое и нравственное уродство высокопоставленной модели.

Своеобразие Антропова проявилось и в «Атамане Ф. Краснощекове» (1761), напоминающем лучшие образцы украинского портрета, с которыми художник познакомился в 1752 - 1755 годах во время работы над росписями киевского Андреевского собора, и в портретах четы Бутурлиных (1763), М.- А. Румянцевой (1764), особенно в «Портрете А. М. Измайловой» (1759). Перед зрителем предстает своенравная и умная старая барыня с острым, властным невыразительным лицом, покрытым плотным слоем румян и белил. Это уже не просто статс-дама двора Елизаветы Петровны, но цельный яркий характер, типичный для русского общества той эпохи.

Стремление Антропова к жизненно достоверным характеристикам, передаче неповторимой индивидуальности человека и его сословной типичности способствовало становлению портретной живописи последующей эпохи.

Через всю свою трудную жизнь крепостного художника И. Аргунов пронес веру в человека и его возможности «в своих моделях искал и находил светлое положительное начало. Если в парадных портретах, исполненных, так сказать, по долгу службы, индивидуальность в какой-то мере нивелируется

требованиями заказчиков и общепринятыми нормами, то в изображениях близких художника, таких, к примеру, портреты Хрипуновых (1757), девочки калмычки (1767) и других, более непосредственно выступает живой интерес Аргунова к человеческой личности как таковой, вне зависимости от ее сословной принадлежности и общественного положения. Написанный им в 1784 году «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» принадлежит к числу его самых совершенных созданий. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности и претенциозности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.

Замечательный русский портретист стал учителем таких выдающихся мастеров русской портретной живописи, как Д. Левицкий и П. Дрожжин.