1.
О древе познания. Вероятие, но не достоверность, подобие свободы, но не свобода - вот те два плода, которые делают древо познания столь непохожим на древо жизни.
56.
Дух человеческий и скука. Пословица: «Маджар слишком ленив, чтобы скучать» наводит на размышление. Только самые тонко организованные и деятельные животные подвержены скуке.
64.
Высшая добродетель. В первой эре развития человечества высшей добродетелью считалась храбрость, во второй - справедливость, в третьей - самообуздание, в четвертой - мудрость. В какой эре живем мы? В какой живешь ты?
92.
Запрещенные книги. Надо принять за правило никогда не читать того, что пишут тебе заносчивые бестолковые всезнайки, которые самым отвратительным образом злоупотребляют логическим парадоксом. Они применяют логические выводы именно там, где все основано на наглой импровизации и построено безо всякого основания («следовательно» значит у них: «Осел-читатель, для тебя не существует этого «следовательно», а только для меня, на что читатель может ответить: «Осел-писатель, для чего же ты пишешь?»)
105.
Мысли поэтов. Настоящие мысли настоящих поэтов являются обыкновенно, как египтянки, закутанные покрывалами, из-под которых выглядывают только их глубокие глаза. Мысли поэтов на самом деле стоят гораздо меньше того, во что их ценят; люди платят при в том за покрывало и за свое любопытство.
121.
Клятвенное обещание. Я не буду больше никогда читать авторов, в которых заметно намерение написать книгу, а только таких, мысли которых неожиданно для них составили книгу.
128.
Автор, который описывает свои страдания, - печальный автор, серьезный же тот, который рассказывает нам, что он выстрадал, но вместе с тем и то, почему он теперь успокоился и достиг радостного состояния.
147.
Размалеванный скелет. Размалеванными скелетами можно назвать тех авторов, которые заменяют недостаток тела искусственными красками.
172.
Признание таланта. Проходя по деревне С., я видел мальчика, который щелкал изо всей силы кнутом - он умел это делать, так как, по-видимому, упражнялся долго в этом искусстве. Я бросил на него взгляд, в котором выражалось признание его таланта, хотя в глубине души мне было нестерпимо больно. Так бывает с нами и при признании многих талантов. Мы награждаем их за то, что они причиняют нам страдание.
223.
Грабеж и сбережения. Благодаря развитию духовной жизни, сильные получили возможность грабить, слабые сберегать. Это послужило причиной развития немецкой реформации.
233.
Надо заботиться о своем зрении. Разве это не правда, что у образованных классов Англии, читающих «Таймс», каждый десять лет снимают с глаз катаракты?