Владимиру Мединскому направили альбом с непристойными фотографиями
В Москве на территории дизайн-завода «Флакон» 14 мая с. г. была представлена выставка «На дне». В зале «Куб», декорированном чёрной тканью, вывесили фото сцен из провокативных спектаклей последних лет. Тут и скандальный постер из «Тангейзера», и безобразная «обнажёнка» из «Гоголь-центра», и «смелая» драматургия из МХТ им. Чехова, и прочая, прочая… Каждый снимок был сопровождён табличкой с бюджетной ценой запечатлённого «искусства». Суммы шокировали - миллионы, десятки миллионов и даже миллиарды рублей (стоимость содержания некоторых федеральных театров).
Выставка «На дне» - инициатива Фонда развития культуры «Искусство без границ». В активе данной организации такие акции, как выставка живых картин «Крым вдохновенный», шествие «Украина: живой взгляд», исполнение «Реквиема» Моцарта под стенами посольства Великобритании (мероприятие было посвящено решению британских политиков о прекращении поддержки перекрёстного года культуры между странами) и пр.
Многочисленной прессе раздавал интервью представитель Фонда Андрей Грознецкий:
- На выставке представлены кадры скандальных, резонансных постановок последних лет. Далеко не всем эти вещи нравились. Ряд постановок в главных российских театрах вызывали обсуждения, споры, скандалы. Многие спектакли быстро ушли из репертуара - народ перестал ходить…
Но деньги были потрачены! Поблагодарим Бориса Мездрича (бывшего директора Новосибирского театра оперы и балета) и режиссера Тимофея Кулябина - провокативная постановка «Тангейзера» наконец-то побудила общество к поиску логической связи между бюджетными средствами и художественным результатом. Посетивший выставку депутат Мосгордумы, народный артист России Евгений Герасимов, также говорил об этой связи: «В своем театре режиссер имеет право ставить и показывать все, что он хочет, но тогда пусть делает это за свои деньги».
Основные посетители выставки - молодежь. Восторга от увиденного никто не выразил. Поэт Иван Купреянов высказался весьма резко: «Мы осуждаем действия боевиков ИГИЛ, террористов, которые разравнивают бульдозерами древнейшие памятники. Но режиссер Константин Богомолов занимается тем же самым, пусть и в другой форме. Его спектакль по Достоевскому в МХТ им. Чехова это никакая не интерпретация „Братьев Карамазовых“, а целенаправленное разрушение русской классики». Высказав своё мнение публично, Купреянов спросил у собравшихся: «А есть ли альтернативная точка зрения? Хотелось бы полемики». Но желающих поддержать провокативное искусство среди молодежи не нашлось.
Артист театра «У Никитских ворот» Сергей Шолох не видит смысла в эпатажных постановках: «Если я разденусь догола и выйду на сцену, это будет интересно одну минуту. А что дальше? Где характер, роль, смысловое наполнение? Создаётся впечатление, что для скандальных постановщиков главное, это - „я в искусстве“,
Владимир Завикторин, артист театра «Содружество актеров Таганки», считает, что «в каждом творческом коллективе должен быть худсовет, состоящий из наиболее заслуженных, авторитетных, уважаемых деятелей культуры». Такой орган мог бы стать преградой на пути пошлости и похабщине. Худсоветы, по мнению Завикторина, нужны и на телевидении, но их введению активно препятствуют поборники бюджетной безответственности и смысловой вседозволенности.
Пока посетители выставки общались в кулуарах, ахая над выброшенными на спектакли-однодневки средствами, на большом экране демонстрировались отрывки из скандальных постановок. Титры от организаторов бесстрастно констатировали: «Педерастия», «Опять педерастия», «Сиротка усыновлён гомосексуалистом» и пр.
Писатель и драматург, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков тоже заглянул на выставку. «ЛГ пишет о том, что происходит в театре, больше десяти лет. Наконец-то это стало предметом общественного обсуждения! Эпатаж на сцене чаще всего является компенсацией отсутствия таланта. Визуальное провокативное творчество - не театр. Новомодные режиссеры не владеют классической формой постановки, но им нужно чем-то привлекать зрителя. А чтобы „расчистить место“, они убирают успешный, проверенный репертуар. Так произошло, например, в Псковском драматическом театре, где молодой режиссер, выпестованный „Золотой маской“, поставил „Графа Нулина“. Спектакль должен был посетить Владимир Путин, но обстоятельства помешали ему это сделать, а то бы он очень удивился, увидев скабрёзное действо. А на театр потрачены гигантские суммы, почти миллиард рублей!»
Поляков также выразил недоумение: почему эпатажных режиссеров «двигают» на академические театры? «Никто не против экспериментов на грани фола, без этого развитие искусства невозможно. Пожалуйста, есть творческие лаборатории, залы на сто мест. Но при чём тут академические театры, призванные хранить и развивать традицию? Школьников невозможно сводить на нормативные спектакли - их нет! Как же тогда они смогут отличить классическую постановку от экспериментальной? Идёт целенаправленное размывание и убиение нормы. А у общества нет никаких механизмов влияния на данный процесс».
Остро стоит вопрос профессионализма и честности людей, занятых в театральной сфере. «Надо разорвать эту круговую поруку - „Золотая Маска“, ангажированные издания, которые абсолютно не отражают театральную реальность, а пиарят близкие им по своим не только эстетическим, но и политическим задачам произведения. И больше ориентироваться на зрителей», - считает Поляков.
И, разумеется, многое зависит от позиции Министерства культуры: готово ли ведомство к диалогу не только с эпатажными режиссерами, коих оно многие годы поощряло, но и к той части общественности, которая считает, что наш «модный театр» достиг «дна»? Организаторы выставки направили обращение Владимиру Мединскому, депутатам Елене Драпеко и Станиславу Говорухину. В документе, в частности, говорится: «Мы просим Вас услышать наше обращение и поспособствовать тому, чтобы аморальные и оскорбительные постановки не получали финансирования из бюджета, чтобы провокаторы не кормились от страны, об историю и традиции которой они с таким удовольствием вытирают ноги. Оплачивать это государство, которое, среди прочих, несет и воспитательную функцию, не должно.
Процессы маргинализации театра, подмены аморальными постмодернистскими мотивами традиционных ценностей, начались не вчера, а происходят уже почти четверть века - время, за которое формируется новое поколение, формируется вкус и мировоззрение. Безусловно, законы о нецензурной брани и запрете пропаганды гомосексуализма поспособствовали улучшению ситуации, но на ведущих ролях в российских театрах по-прежнему находятся те, кто сделал себе имя на скандальности и провокационности. Именно они теперь - законодатели мод".
Дабы не быть голословными, сотрудники Фонда приложили к своему письму фотоальбом выставки - с непристойными сценами из постановок и суммами бюджетного финансирования. Теперь они будут ждать ответа на свою общественную инициативу. Ну, а мы ко всему сказанному добавим: у каждой проблемы, в том числе и у театральной, есть фамилия, имя и отчество. Человека, который её создал, «архитектора культурной перестройки», вождя культурной революции. Так что ждём - с нетерпением - от молодого и инициативного Фонда продолжения их поучительного расследования.