В Англии Иеремия Бентам, основатель утилитаризма, писал о необходимости признания равенства интересов женщины и мужчины и декриминализации гомосексуальных отношений в XVIII веке. Очень скоро в Европе пролилась первая феминистская кровь: Олимпия де Гуж, осмелившаяся представить во французский парламент проект Декларации прав женщины и гражданки, в котором содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин, была отправлена на эшафот. В 1804 году Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины, на долгие годы обеспечив феминисток поводом не любить властных невысоких мужчин. Даты, в которые трудно поверить: французские женщины получили право иметь независимые счета в 1909 году, в 1944 году - право участвовать в выборах на равных с мужчинами.
1. Линчевать и сжечь
Для коренных американок жизнь не становилась проще с развитием американского национализма, ведь дискриминация в Америке возникает на основе не только гендерных, но и расовых отличий. В южных штатах субъективными правами обладали только белые совершеннолетние имеющие частную собственность мужчины. Женщины, негры и дети не имели возможности распоряжаться своим телом и по сути не имели воли - сексуальное насилие и физические наказания, линчевания и прочие оправдываемые белой моралью действия подготовили почву для борцов за равенство. Америка остается главным местом побеждающего феминизма - госсекретарь в юбке и схема «выйти замуж - развестись - получить алименты и никогда не работать» - два полярных результата борьбы.
Получив свободу от белых людей, черные женщины осознали необходимость независимости от мужчин, но и здесь белые люди (в этом случае феминисты) все испортили. Не желая отказываться от расовых привилегий, белые феминисты препятствовали объединению женщин для совместной борьбы против гегемонии патриархата. В 1852 году на второй ежегодной Конвенции прав женщин Соджорнер Трут, американской аболиционистке и феминистке, известной речью «Разве я не женщина?», не позволили выступить. Это событие продемонстрировало разрыв между женщинами разных рас, и пройдет еще много лет, пока американки снова выступят за свои права одним фронтом.
В период индустриальной революции незамужние женщины низшего класса составляли значительную часть рабочих на фабриках в городах, трудясь в тяжелых условиях за маленькое жалованье. Одновременно с этим средний класс озаботился проблемой образования для девушек, в связи с необходимостью расширить спектр доступных для них профессий. По обе стороны Атлантики женщины принимали участие в протестах. Первый рабочий союз был создан женщинами - работницами спичечной фабрики.
В Азии и Африке женщинам приходилось противостоять одновременно традиционной и колониальной мужской опрессии. Английские колонизаторы в Индии опирались на наиболее реакционные традиционные группы, распространяя шовинистскую мораль просвещения. Характерен пример запрета традиции сати - сжигания вдовы на погребальном костре мужа. Колонизаторам удалось добиться запрета, но местные жительницы продолжали бросаться в костры тайно, под неофициальным давлением индуистов, для которых сжигание вдовы - способ избежать перехода собственности к женщине.
2. Золотая клетка Бетти Дрейпер
Ключевыми вопросами для феминизма XIX и начала XX веков были право голоса для женщин, право иметь собственность, право на совместное попечительство над детьми и наследование собственности мужа, юридическое закрепление равного статуса женщин и мужчин. И на Западе, и в России появились идеалы «новых женщин». Место невинных красоток, целью жизни которых являлось заключение счастливого брака, добрых матерей, верных жен и несчастных любовниц, описанных в литературе, да и вообще в искусстве, XIX века, занимают самостоятельные молодые женщины, ведущие свободный образ жизни: модан гару в Японии, девушки Гибсона в Америке, вдохновленные Коко Шанель гарсонс во Франции и советская Новая Женщина.
В большинстве развитых стран к середине ХХ века женщины получили возможность работать наравне с мужчинами и сохранять свой заработок, но неофициальная идеология не позволяла добиться фактического равенства.
В послевоенной Америке популярность ориентированного на семью и продолжение потомства образа жизни наблюдалась и в массовой культуре. В Америке 60-х было проведено невероятно простое исследование: Бетти Фридан опросила женщин, живущих жизнью упаковок с молоком - в богатом пригороде с мужем и несколькими детьми, насколько они удовлетворены своей жизнью. Оказалось, что улыбающиеся лица домохозяек из рекламы совершенно не соответствуют реальной картине. Идея женственности, в соответствии с которой представительнице слабого пола не нужны карьера, высшее образование и политические права (то есть независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки), а все, что от них требуется, - с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей, - эта идея была придумана мужчинами.
В Европе Симона де Бовуар раскрыла темную сторону счастливого буржуазного брака, препарируя отношения своей матери и отца в «Очень легкой смерти». В книге «Второй пол», ставшей хрестоматийной для всех занимающихся гендерными проблемами исследователей и активистов, она анализирует социальные и физиономические характеристики полов разных видов животных. Главный вывод этой книги состоит в том, что физиологические характеристики женщин не дают оснований наделять их статусом вторичного, «второго» пола, который отводится им в соответствии с социальным конструктом.
3. Отдаться нельзя продаться
Горячие споры между феминистами, получившие квалификацию войн, происходили по поводу порнографии и проституции. Развивая тезисы сексуальной революции, феминисты заявляют, что сексуальная свобода - неотъемлемый и ключевой элемент освобождения женщин от давления, устанавливаемого и закрепляемого мужчинами, государством, классом и массовой культурой.
Лидером противоположного лагеря является Андреа Дворкин, участвовавшая в антипропаганде проституции и порнографии. Каждая пенетрация является насилием, все женщины, вовлеченные в порно- и секс-индустрию, - жертвы, даже если делают это добровольно, так как их согласие является не активным выражением воли, а молчаливым принятием роли марионетки. Чтобы навсегда избавиться от желания смотреть порно, прочтите мемуары Линды Лавлейс, снявшейся в «Глубокой глотке».
Радикальным, анти-секс-феминистам часто приписывают man-hating-черты, что несправедливо по крайней мере для Дворкин. Ее ненависть заслужили только те мужчины, которые используют свое привилегированное положение и физическую силу для причинения боли женщинам и детям.
Результатом первой и второй волн феминизма стало юридическое равенство полов, и это является главным аргументом против необходимости феминизма в настоящий момент: женщины могут получить любую работу, занимают места в парламентах всех развитых стран. Женщины действительно могут быть лидерами и управлять компаниями, но ни в одной стране количество женщин-руководителей не превышает планку 50%, что на самом деле говорило бы о равенстве.
В теории феминизма третьей волны появляется новое требование - дестигматизация женской сексуальности. В частности, отношение к порнографии как к одному из способов эксплуатации женщин, характерное для второй волны, в третьей сменяется на более нейтральное. Саша Грей своим пост-порно-образом разрушает представление о порноактрисах как о пассивных реципиентах мужского желания и жертвах насилия; в картинах с ее участием формируется типаж решительных, уверенных в себе личностей, которые к тому же готовы использовать извращенные патриархальной традицией нравы, чтобы получить возможность заниматься творчеством. Такой же противоположностью «домашнему ангелу» Вирджинии Вульф является современное феминистское искусство - от Фриды Кало до Дороти Ианноне.
4. Женщина или человек?
Нерешенной проблемой для феминизма является уравнивание прав женщин и прав человека, и важность этого вопроса подчеркнула Хиллари Клинтон на 4-й Конференции женщин. Некоторые считают, что женщинам в патриархальных мусульманских регионах (где они не могут получать образование, выходить на улицу без сопровождения мужчины, выбирать партнера, отказывать мужу в сексе и решать для себя такие ключевые вопросы, как иметь или не иметь ребенка) живется неплохо. Но они забывают, что, хотя такой образ жизни может быть выбран кем-то (посмотрите на отказывающихся от прав на образование куриц-соседок, чья сексуальная свобода заключается в выборе партнера, у которого позже можно будет попросить денег на сапоги), - абсолютное большинство в традиционалистских странах не имеет права выбора.
То, что женщины больше не бросаются под колеса повозок, чтобы привлечь внимание к своим проблемам, не означает, что этих проблем нет. По мнению историка Герды Лернер, тысячелетняя история борьбы женщин за равноправие с мужчинами привела к концу гегемонии патриархата, и последний рубеж, отделяющий женщин от обретения свободы, не социальные институты, созданные мужчинами, и даже не сами мужчины, а сознание женщин.
Стыд, комплекс жертвы, конкуренция на грани ненависти, искаженные массмедиа ценности вроде пресловутого «места на кухне» - вот что мешает добиться равноправия, которое пошло бы на пользу как мужчинам, так и женщинам, включая тех, кто предпочитает бурной общественной самореализации спокойную роль домохозяйки.