Антимода
Мода и антимода. Казалось бы это две противоположности, которые не могут и не должны никогда пересекаться. Но на деле оказывается, что они прекрасно уживаются друг с другом. Что такое антимода? Прежде всего это протест или вызов уже существующим правилам, которые установились в обществе. В широком понимании моды, это касается не только одежды, а и определенных норм поведения и морали, общественных идеалов. Это желание следовать только своим представлениям о красоте и приличии, причем намеренно противопоставлять это общественным.
Проявления антимоды встречались еще в далеком 16-м веке. В Германии рыцарскую конницу и ополчение заменяют наемные войска, в основном набиравшиеся из швейцарских и германских солдат и офицеров - ландскнехтов. Именно они считаются основоположниками моды на декоративные разрезы. Приписывают это нововведение швейцарским наемным пехотинцам, которые в 1477 году в битве при Нанси разгромили войско Карла Смелого, герцога Бургундского. Захватив в качестве военных трофеев роскошные одежды бургундцев из шелка, бархата и парчи, ландскнехты демонстративно залатывали ими свои порванные во время боя костюмы. Пёстрые, живописно «разрубленные» одежды оказались настолько привлекательными, настолько в духе бесшабашных и беспринципных наемников, что ландскнехты придерживались этой моды до конца 16-го столетия.
Им начали подражать экстравагантные знатные особы, не стесненные в средствах (не жалевшие дорогую ткань для всякого рода вставок и разрезов) и готовые на всё, чтобы выделиться на фоне небогатого простонародья и бережливого купечества.
Костюм ландскнехта включал куртку вамс, разрезанную на ленты, сквозь которую видны подкладка, рубашка или тело; штаны, именовавшиеся «плюдерхозе» - «штаны-лохмотья»; широкий плоский берет, украшенный перьями; башмаки, названные «коровья морда» из-за специфического тупорылого расширяющегося носка, также покрытый разрезами. Офицеры носили при обтянутом верхе юбку в складку-фальтрок.
Несомненно, что первоначально причудливый, вызывающий облик ландскнехтов являлся своеобразной антимодой по отношению к официальной, чопорной, скованной моде испанских грандов. Это был способ выражения протеста против участи наемных солдат, не имевших дома и семьи, ничего, кроме одежды на плечах да оружия. Современники воспринимали это примерно так же, как костюмы хиппи и панков в 20-м веке. Но после того, как сам император Карл V взял солдат под защиту («Оставьте их в покое, при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им возможность пошутить!»), мода на декоративные разрезы широко распространилась и в костюмах аристократии всех европейских стран.
Была изобретена «иссечённая ткань» с косыми рядами мелких надрезов на цветной подкладке. Такая ткань считалась привилегией дворянства. Это яркий пример того, как аристократическая мода, воспользовавшись идеей простонародья, тонко перерабатывает ее и делает её запретной для тех, кто её породил.
Мода всегда была достаточно тесно связана с политическими взглядами в обществе, поэтому не удивительно, что одними из первых проявлений антимоды происходили во времена серьезных политических переустройств. В конце 18-го века, во Франции, в период Дериктории, представители «золотой молодежи» возглавили движение инкруаяблей и мервейёз. Своим внешним видом они демонстрировали принципиальный отказ от форм одежды, принятых на то время в аристократической среде. Они были эксцентричны как в одежде, так и в манере разговора.
Мужчины-инкруаябли носили несоразмерно огромные галстуки, закрывающие подбородок, обувь с длинными носами (на манер средневековья), короткие рединготы, с горбом на спине. В ухо вдевали огромное кольцо, носили большие очки или лорнет (как будто они плохо видят), а вместо трости-кривые палки. Имели довольно странные прически: либо косичку, либо растрепанную короткую стрижку с выстриженным затылком и длинными волосами по бокам («собачьи уши»).
Женщины-мервейёзы надевали платья из тонкой материи, настолько прилегающие, что даже положить платочек было некуда, за неимением карманов. Для этих целей они использовали маленькие сумочки, которые по-латински назывались reticule. Позднее они превратились в ридикюль. Образ дам напоминал античную статую, нежную, женственную и воздушную. Одной из них была и жена Наполеона, Жозефина Богарне.
Представители этого движения устраивали необычные вечеринки при луне или балы жертв, которые проводили даже на кладбищах. Дамы выстригали себе волосы, словно осужденные на казнь и повязывали шею красной лентой как след от гильотины.
В 19-м веке движение антимоды продолжили «нигилисты», также отрицавшие всяческие устои общества, нравственные и культурные ценности. Аскетизм в одежде был одним из способов выражения их мировосприятия. Они специально не следили за своим внешним видом, одевались неряшливо, выказывая пренебрежение обществу. Женщины надевали короткие платья синего цвета, очки и остригали волосы. Отказывались от корсетов и париков.
Во время Второй мировой войны в США антимода нашла свое отражение в отношении латиноамериканских и негритянских подростков к войне, в которой принимала участие «белая» Америка. От английского zoot-suit-стильный костюм, произошел костюм зут. Во время тотальной экономии ткани в военный период, приверженцы этого стиля тратили ее в избытке. Они ввели в моду пиджаки, доходившие до колен, широкие брюки со складками, длинные волосы. Полная противоположность армейскому образу. Этот стиль подхватили гангстеры и эстрадные певцы, одним из которых был Фрэнк Синатра. Эта мода докатилась до Европы к 50-м годам. В Англии подобных модников называли «широкими парнями», а во Франции - «зазу». В основном это были спекулянты с черного рынка, которые с окончанием войны оказались за решеткой, обвиненные в спекуляции или за связь с немцами.
В 20-м веке появилось движение «битников» (от анг. beat generation - «разбитое поколение»). Название происходило от сленга джазовых музыкантов 40-х годов. «Beat» означает нищету и отчаяние. А за пол года до этого на орбиту был выпущен советский «Спутник-1?. Это слово было на слуху и американский журналист Герб Каэн, добавив к слову «бит» русский суффикс получил «битник». В американском обществе так называли прослойку молодежи, которая отличалась асоциальным поведением и отрицанием культурных ценностей. Это происходило в 50−60-у годы и получило распространение в Европе, а затем и в СССР. Битники надевали свитера грубой вязки, грязные мешковатые брюки, отпускали бороды и проповедовали бедность, как добродетель.
Следующими были «хиппи». 60-е годы-это было их время, объединившее миллионы людей по всей планете. «Дети цветов», отрицавшие насилие и войну, провозглашавшие мир и свободу для всех. Они обратились к этническому стилю и многие вещи делали и шили сами. Каждый творил свою историю одежды, создавая необычные комбинации и оригинальные образы. Хиппи были свободны во всем, начиная одеждой, поведением и заканчивая сексуальными отношениями. Представителями хиппи были также и музыканты. Самой стильной женщиной поколения хиппи называли Дженис Джоплин.
В 60-х годахв Великобритании появилось еще одно необычное течение-скинхеды, бритоголовые (англ. skinheads, от skin - кожа и head - голова). В него вливались безработные и подростки из рабочих семей. В отличии от тедди-бойз, которые облачались в щегольские костюмы, подражая среднему классу, бритоголовые носили куртки докеров из грубого сукна с кожаной кокеткой, грубые брюки, высокие рабочие ботинки и очень короткие прически. Тедди-бойз они считали врагами, а основным их времяпровождением были драки с панками и иммигрантами из бывших Британских колоний, которые по их мнению были виновны в их бедственном положении в обществе.
В 70-е годы это направление продолжало свое существование, но теперь скинхеды носили дешевые джинсы, тяжелые армейские ботинки и полностью брили головы. Эта молодежная субкультура постепенно приобретает оттенок расизма и фашизма. Появляются неофашисты с лозунгами «Сохраним Британию белой», которые использовали фашисткую символику, а также «красные скинхеды», их противники, продвигающие коммунистические взгляды (вместо свастик они использовали нашивки с портретами Ленина и Нельсона Манделы). Течение бритоголовых получило свое распространение в странах, где было много иммигрантов из Азии и Африки. В СССР скинхеды появились в крупных городах только к 90-м годам, где наиболее сильно ощущалось социальное расслоение общества.
В начале 70-х годов прошлого века появились панки и рокеры. Панки одевались небрежно и уродливо, примешивая к своему образу военизированную форму. На голове сооружали невообразимые ирокезы, окрашенные в цвета радуги. Они получили нелицеприятное название - «дети помойки». Их вид был не только проявлением антимоды, но нес еще и агрессивную составляющую, выражающееся в пренебрежительном отношении к общественным устоям.
В конце 70-х годов на базе панк-движения в Великобритании образовалось готическое направление. Представителей готов объединяет любовь к готической музыке и довольно мрачной одежде. Распространению этого движения способствовали музыкальные группы, исполняющие музыку в стиле готик-рок и к середине 80-х годов оно утвердилось окончательно. Одежда черного цвета, специфический макияж, определенная атрибутика, как правило связанная с темой смерти-отличительные черты стиля готов. Общественное мнение относительно готов связано с отчуждением, замкнутостью и мрачностью. Готическая мода достаточно разнообразна, в ней существуют свои представления о женственности и мужественности.
Рокеры включали в свои образы одежду из металла и кожи, аксессуары в виде черепов, напульсники, цепи и заклепки. Они были поклонниками музыкального стиля рок и рок- н-ролл. Отличительным атрибутом рокером был мотоцикл (байк), поэтому их часто называли байкерами. Чем большую популярность приобретал рок, тем больше молодежи вливалось в это течение. Рокер без байка-не рокер, они любят быструю езду и хорошо разбираются в технике.
В это же время благодаря еще одному направлению в музыке-металлическом уроку, на смену бунтующим панкам пришли металлисты (heavy metal). Они продолжили традиции сложного сценического костюма и грима (идущие от глэм-рока) и стали идолами молодежи. Эпатажные кожаные облегающие костюмы с многочисленной металлической фурнитурой, лохматые прически из длинных волос, футболки и кофты с изображением «металлических «групп, кожаные беспальцовки, банданы и преобладание черного цвета в образе. Их одежда очень схожа с байкерской, много общих элементов. Далеко не все любители тяжелого рока носили такую одежду, хотя и являлись поклонниками этого музыкального направления.
В теме антимоды нельзя не затронуть такого явления, как китч, происходящего от немецкого kitsch-«безвкусица», «дурной тон», «дешевка». Некоторые люди желая выглядеть эпатажно, ярко, броско и оригинально, не имея вкуса, нужных знаний и образования в вопросах создания костюма, пропорций и цветовых сочетаний, доходят в этом деле до абсурда и соединяют в своем образе самые нелепые вещи. В результате могут получиться такие себе а-ля персонажи из «Приключение Буратино»).
Но давно прошло то время, когда мода развивалась только в одном направлении и подиум диктовал свои законы. Уличная мода и субкультурные стили все чаще стали находить свои отражения в коллекциях Домов мод. Абсолютно любая антимода не может существовать в чистом варианте долго. Со временем дизайнеры начинают преобразовывать, облагораживать и выводить элементы антимоды в широкие массы. Люди, ведущие благополучный образ жизни наряжаются в рваные джинсы и косухи, не имея никакого отношения к рокерам или панкам.
Что касается китча, то даже это странное направление может создаваться сознательно, имитируя высокие образцы и рассчитывая на внешний эффект своими фасонами и яркими красками. Знаменитые и талантливые кутюрье, работающие в этом направлении находят своих преданных поклонников, благодаря своей виртуозной игре в безвкусицу. Их парадоксальные модели, появившись на подиуме находят отклик в сердцах неординарных зрителей. На первый взгляд смешные, а порой и отталкивающие наряды, оказываются прекрасно продуманными образами. В стиле китча работают такие известные дизайнеры, как Вивьен Вествуд, Жан Поль Готье, Тьерри Мюглер, Джон Гальяно, Александр Мак-Куин и Андрей Бартенев.
Поэтому любая антимода «переваривается» и выдается публике в виде обновленных стилей, делая их всеобщим достоянием. Мода из масс превращается в новую моду. Надо заметить, что в большинстве случаев субкультурные стилевые направления поддерживают молодые люди и подростки. Повзрослев многие из них отказываются от эпатажной одежды и переодеваются в нормальную, «цивильную», ведя обычный образ жизни. Многие вещи антимоды прочно вошли в наши гардеробы, разнообразив его оригинальными деталями.