Фотошоп сто лет назад

Перебирая старые фотографии или рассматривая их на экране компьютера, многие видели раскрашенные снимки, сейчас кажущиеся нам такими наивными. Людям, живущим в конце ХIХ века, тоже хотелось передать всю красоту окружающего мира, не прибегая к услугам художников.

Поскольку цветная фотография сто лет назад была совершенно экзотическим процессом, доступным, разве что в столицах, то сделать это можно было только раскрашивая черно-белый снимок.

Как писал в 1908 году В. В. Рюмин в своем докладе «Современное положение вопроса о цветной фотографии»:

Как же, собственно, происходило раскрашивание? Существовало три основных способа: созданием фото-миниатюры, масляными красками и акварелью.

Обычно фотография была наклеена на плотный картон. Поэтому карточку сначала погружали в воду примерно на 15 минут, чтобы бумага отстала от основы, затем терли поверхность карточки свежеразрезанным картофелем, чтобы удалить коллоидный слой. Потом ополаскивали картофельную пену и сушили карточку, прокладывая между листами хорошо впитывающей бумаги. На этом подготовительный этап считался оконченным.

1) Фото-миниатюра.

Для этого брали два специальных слегка выпуклых стекла. Вогнутую сторону более тонкого стекла покрывали толстым слоем укрепляющей мастики, на которую ровно укладывали еще влажную карточку лицом вниз. Сверху снимок прикрывали плотной влажной бумагой и шпателем выдавливали излишек мастики.

После окончания «фиксировки», верхнюю бумагу снимали, а стекло с карточкой просушивали естественным образом.

После высыхания карточку (изнанку) шлифовали стеклянной (0) бумагой или пемзовым порошком. Карточка становилась прозрачной, контур изображения был отчетливо виден. Очистив изнанку от пыли, покрывали ее с помощью кисточки двумя слоями (каждый слой высушивали) специальной (транспарантной) жидкости для придания изображению прозрачности. По окончании покрывали предохранительной жидкостью и высушивали.

На изнанке такой фиксированной карточки масляными красками самым легким слоем расписывали все (брови, волосы, глаза, губы, платье, фон) кроме кожи. Краску наносили одинаковым тонким и ровным слоем за исключением радужной оболочки глаза и белка. Конечно, при этом тому, кто раскрашивал, просто необходимо было знать принципы смешения цветов и технику получения необходимого оттенка.

Для этого выпускались специальные учебные пособия. В них, в частности говорилось: губы красятся тонким слоем киновари в смеси с белилами, для покрытия лица и рук приготовляют составную краску из киновари и самой светлой желтой охры, румянцы делают сильно разбавленным светлым кармином. Чтобы получить золотой цвет, необходимо смешать желтую, небольшое количество зеленой краски, коричневой и белил.

После раскраски и просушки переходили ко второму стеклу. На все 4 его угла наклеивалась двух миллиметровая полоска толстой бристольской бумаги и накладывалось первое стекло. На внешней стороне стекла очень толстым слоем красили лицо и руки телесным цветом и красили тени под глазами.

Законченную работу накладывали на плотный картон, обклеивали вокруг узкой полоской черной шагреневой бумаги с помощью яичного белка и вставляли в рамку.

2) Фото-живопись.

В этом случае тоже использовались стекла. На стекло выливали белок и клали фотографическую карточку лицом вниз. Выдавливали все воздушные пузырьки и сушили. Шлифовку проводили так же, как и на фото-миниатюре.

Затем подогревали стекло на легком огне и натирали карточку белым чистым воском, протирали излишки и шлифовали грубым лоскутом до появления лоска. После охлаждения раскрашивали.

3) Фото-акварель.

Этот метод похож на настоящую живопись. Работа получалась изящной и очень красивой. Для этой техники нет необходимости ни в каких стеклах, достаточно иметь коробку акварельных красок, кисточки, очищенный воск и белый энкаустик.

Раскрашивание производилось тоже на обратной стороне фотографии. Карточка должна была стоять так, чтобы во время работы отчетливо было видно изображение. Снимок отмачивали в воде, снимали с картона, сушили, шлифовали обратную сторону стеклянной бумагой до полного просвечивания контура. Затем карточку укладывали на рабочее место.

Чтобы сильный свет не ослеплял глаза, на стекло накладывали плотную бумагу с вырезом посередине по размерам фотокарточки. Раскрашивание начинали с мельчайших деталей - зрачков глаз, затем губ, щек, украшений. Сила окрашивания должна была соответствовать тону карточки.

Если карточка была приклеена к стеклу, то ее после окончания раскрашивания нагревали на спиртовке, а затем натирали воском или парафином, снимая излишек сложенной китайской шелковой бумагой. Если не наклеена, то ее целиком погружали в расплавленный воск. Иногда прикладывали карточку к разогретому утюгу и натирали изнанку куском воска.

Полученную фотографическую карточку осторожно снимали со стекла, клейстером наклеивали на толстый белый картон и сушили под прессом. Лицевую сторону карточки после просушки покрывали белым энкаустиком.

Красноярские фотографы тоже создавали цветные (раскрашенные) фотографии, благодаря которым мы сегодня можем иметь представление о том, каким цветом был покрашен тот или иной дом в начале своего существования.

Таким же образом раскрашивали фотографии с картин знаменитых художников. Насколько же легче обрабатывать фотографии сейчас, спустя столетие - обработал в фотошопе и отправил по интернету в фотолабораторию для печати, забрал готовый снимок.

С современным развитием компьютерных технологий (а сейчас раскрашивают даже старые черно-белые фильмы) оживить черно-белую фотографию очень легко. Вот, например, как это можно сделать в фотошопе за 10−15 минут. Но, честно говоря, некоторые идеи классической раскраски фотографии мне показались очень интересными. Так что, не надо бояться пробовать! Вечный вопрос: