Любимица Геббельса, о которой мечтал Феллини

Эту красивую женщину высоко ценили руководители третьего рейха. Она стала идолом для гомосексуалистов и прочих представителей нетрадиционных ориентаций. Ею восхищался Федерико Феллини.

Обладательница проникновенного голоса, Сары Леандер (Zarah Leander), которая стала настоящей звездой кинематографа в нацистской Германии. В Стокгольме её земляки поставили оперу «Сара». В местечке Хэррадсхаммар, где Леандер в 1939 году на свои безумные гонорары от съемок в фильмах приобрела поместье, а в 1981 году была погребена, открывают посвященный ей и её творчеству музей.

После немыслимого триумфа 30-х и 40-х гг. Саре Леандер (в девичестве Сара Стина Хедберг/Sara Stina Hedberg), как и многим другим талантливым женщинам, связавшим свои судьбы с Рейхом, судьба в дальнейшем не очень улыбалась. Режиссер Федерико Феллини до конца своих дней вспоминал, что у него «постоянно бегут мурашки по телу при звуках ее голоса».

На очередной пресс-конференции во время Берлинского кинофестиваля 1986 года. рассуждая о какой-то немецкой ленте, великий итальянец вдруг вспомнил Сару Леандер: «Она была львицей, которой был бы с удовольствием растерзан любой мужчина».
Однако это высказывание Феллини решились передать немногие из присутствующих на встрече журналистов.

Примерно в тоже время, когда актрисой восхищался юный итальянец, дрезденский профессор филологии Виктор Клемперер (родной брат знаменитого дирижера) написал в своем дневнике: «Это грандиозная смесь трагедии и юмора без какой-либо сентиментальности».

Проживающая в Стокгольме Ютта Якоби, автор новой биографии Леандер («Жизнь дивы») объясняет перемену отношения к своей героине, прежде всего тем, что современные шведы в массовом порядке больше не стремятся избавиться от своих нацистских симпатий. «Они больше не нуждаются в козле отпущения», - заключает писательница.
В 1936 г. главный нацистский пропагандист Геббельс очень нуждался в кинозвезде, которая обладала бы такой же аурой, как и эмигрировавшая в США Марлен Дитрих. Его выбор пал на прекрасную шведку. Возможность сделать замечательную карьеру и фантастические гонорары сделали свое дело. Сара согласилась на переезд в Германию.

К тому же она знала немецкий.
В концентрационных лагерях погибли её еврейские родственники, но и тогда Сара продолжала сниматься в немецких мюзиклах. После своего шумного успеха в фильмах «К новым берегам» (1937), «Родина» (1938) и «Сердце королевы» (1940) в марте 1943 г. актриса вернулась домой.

Поражение Германии было налицо, а бомбардировки союзной авиацией её берлинского загородного дома в Грюневальде становились все интенсивнее. Надо было увозить детей.
Однако связь «смеханизмом пропаганды национал-социалистов» не прошла для актрисы даром. Проигравшие войну немцы отвернулись от своего бывшего кумира. Сара не лишилась ангажемента в театре, но её перестали снимать в кино. Якоби считает: "

Случай с Леандер типичен для прошлого столетия, когда нужно было держаться особняком от всякой политики".

«Разве, если целуются, не знают, что однажды все забывают?», - пела Сара на сцене и с экрана. Она трижды состояла в браке, у нее было двое детей. Самой большой любовью актрисы и певицы был немецкий композитор Михаэль Яри (1906−1988). Последние годы своей жизни Сара провела прикованной к инвалидной коляске и умерла от апоплексического удара 23 июня 1981 г. в больнице Стокгольма.