Шубин Федот Иванович. Первый русский скульптор
Федот Иванович Шубин родился 17 мая 1740 года в Архангельской губернии, в рыбацком поселке близ Холмогор. Отец его, Иван Афанасьевич Шубной, свободный крестьянин, знал грамоту и был первым учителем
Зимой 1759 года, после смерти отца, Федот Шубной по примеру своего великого земляка отправился с рыбным обозом в столицу. Два года юноша резал табакерки, веера, гребни, безделушки, которые охотно покупали в Петербурге.
В ноябре 1761 года, покровительствуемый
Шубин учился настойчиво и не раз удостаивался похвалы и наград. В июне 1766 года за барельеф «Убиение Аскольда и Дира» ему были вручены Большая золотая медаль и «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства.
Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли. За «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж. Там их опекал русский посол
После трехлетнего пребывания в Париже, в конце 1770 года Шубин г разрешения Академии едет в Рим. В следующем году он создает портреты
В 1772 году Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые старейшая в Европе Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Летом 1773 года, перед возвращением в Петербург, Шубин вместе с Демидовыми совершил еще одно путешествие - в Лондон.
Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя
4 сентября 1774 года Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его Шубину за портретный бюст императрицы. Такое исключение стало возможным потому, что было известно о благоволении к скульптору и придворной знати и самой Екатерины II.
В 70-е годы мастер создал очень много портретов, при этом работал быстро: не менее одного бюста в месяц. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. Однако неистощимая наблюдательность и проницательность помогли скульптору не повторяться, находить новые решения, идущие не от внешних признаков, а от внутреннего содержания модели. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга. За внешней грацией и изяществом придворной дамы
Совсем иной характер раскрыт в портрете В. Г. Орлова1778, ГТГ). Аристократическая осанка, пышная драпировка - вся импозантность внешнего вида получила под рукой скульптора оттенок иронии. Тупое, наглое лицо бездарного человека, возглавившего Академию наук исключительно благодаря родственным связям, запечатлено с беспощадной правдивостью.
Прост и строг по композиции бюст богатого промышленника
Взволнованностью, романтическим настроением поражает портрет статс-секретаря Екатерины II
Сокровенные движения души раскрывает скульптор в удивительно поэтическом облике молодого человека - «Портрет неизвестного"(середина 1770-х, ГТГ). Спокойная композиция, мягкая моделировка помогают ощутить состояние глубокой задумчивости портретируемого.
В 1774 - 1775 годах Шубин работал над заказом Екатерины II и над серией, состоявшей из пятидесяти восьми круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны. Барельефы предназначались для круглого зала Чесменского дворца и в настоящее время находятся в Оружейной палате. Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях.
В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы:
статуи и рельеф для Мраморного дворца, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры, мраморный мавзолей генерал-лейтенанту
Из портретных работ 80-х годов заслуживают внимание бюсты
Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II - законодательница» (1789 - 1790,
ГРМ). Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром».
Со временем интерес к Шубину угасает. Выполненные без прикрас, портреты все меньше нравятся великосветской публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Меньше становится заказов, падает и оплата. Художник вынужден обратиться к
профессором. но без предоставления платного места. Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Но Шубин не перестает работать. Произведения, относящиеся к 1790-м годам, свидетельствуют о способностях скульптора глубоко и полно раскрывать характер человека. Многогранны созданные им образы:
суховатый старый вояка адмирал
В 1792 году Шубин по памяти создает портрет
Шедевром портретного искусства является бюст Павла I (1797, мрамор, ГРМ). Шубин раскрывает в нем всю сложность образа:
надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась.
С каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее. В 1797 г. он обращается за помощью к Павлу, а через год подает прошение Академии с просьбой «не оставить дачею хотя одной казенной квартиры с дровами и свечами». Но и это осталось без внимания. Шубину не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 году сгорели его дом и мастерская с работами, которые там находились.
Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. В одной из последних работ - бюсте Александра (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Александр все же выказал милость - пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Вынуждена была проявить внимание к Шубину и Академия, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили, наконец, адъюнкт профессором с жалованием по штату. Но здоровье было вконец подорвано, и 12 мая 1805 года Шубин умер.
Смерть скульптора прошла почти незамеченной. Трагически кончилась жизнь ваятеля, искусство которого, по словам