Блок Александр Александрович. Певец русского смволизма
В молодые годы Блока часто сравнивали с Аполлоном, в зрелые - с Данте. «Лицо Александра Блока, - писал
Творчество Блока 1890-х годов еще свободно от влияния модернистской литературы, как настойчиво утверждал сам поэт: «ни одной строки так называемой, новой поэзии он «не знал до первых курсов университета».
Мать Блока посылала стихи сына в Москву своей двоюродной сестре
В январе 1904 г. он вместе с женой совершил поездку в Москву, где состоялось его личное знакомство с Андреем Белым (эзотерического характера переписка между ними велась уже год). Впечатление от облика Блока: «здоровый цвет лица», «крепость и статность всей фигуры», курчавая шапка густых волос, «большой интеллектуальный лоб», улыбающиеся открыто и приветливо губы, «глядящие с детской доверчивостью» глаза - разителmно контрастировало с образом, который «духовно видел» Белый в его стихах: «болезненное, бледно-белое, большое, тяжелое лицо, большое туловище, небольшие тяжелые ноги», «очень молчаливый и неулыбающийся», «с плотно сжатыми губами» и пристальными глазами. Восторженный прием и признание его поэтического дара в Москве Блок описал в письме к матери: «…едем к А. Белому на собрание: …Я читаю „Встала в сияньи“. Кучка людей в черных сюртуках ахают, вскакивают со стульев. Кричат, что я первый в России поэт». Эта поездка явилась и началом тесных литературных контактов с Брюсовым и Бальмонтом.
В конце 1904 г. выходит в свет первая поэтическая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Сборник проникнут пафосом эсхатологических ожиданий, все явления внешнего мира поэт воспринимает как символы или знаки происходящего в мирах иных. В авторе критика единодушно признала ученика и последователя Вл. С. Соловьева, а в образе Прекрасной Дамы увидела одно из воплощений Вечной женственности, Души Мира, гностической Софии. «„Безжеланная“, тающая в светлых тонах поэзия, подобная истончившемуся восковому лицу над парчой погребальной, - горящая, как восковая свеча, - загадочная, как вещий узор серого воску в чаше с чистой водой…» - так отозвался о книге Вячеслав Иванов.
В следующем стихотворном сборнике «Нечаянная Радость» (1906) наметились новые тенденции в поэтической системе Блока: стремление к простоте и ясности, поэзии красок и звуков разрушили «молчание» и «несказанность» первой книги. Тема Прекрасной Дамы начинает постепенно угасать, настроения отчаянного скепсиса и все разъедающей иронии приходят на смену молитвенным восторгам. «Спала тусклая позолота древнего нимба, расклубился таинственный фимиам перед престолом «Жены, облеченной в солнце», тряские болота поглотили «предел Иоанна, куда случайно забрел непосвященный, и на месте храма зазеленели кочки, запрыгали чертенята… не сбылись надежды, иссякли пророчества», - вот что случилось с лирическим героем «Нечаянной Радости», по мнению
В 1905 - 1907 гг. Блока окружают новые друзья из петербургских литераторов:
В лирике Блока 1910-х годов нарастают щемящие, горестные ноты тоски, бездомности, безотчетной тревоги, ощущения грядущей гибели окружающего его мира. Голос поэта воспринимается современниками как «трагический тенор эпохи», его лирический герой несет на себе печать «испепеляющих» «страшных лет России».
Впервые мотив пути лирического героя прозвучал в предисловии к сборнику «Земля в снегу» (1908), там же наметился еще лишь смутно прозреваемый финал его странствий: «изначальная родина, может быть, сама Россия». В апреле 1910 г. поэт прочитал в «Обществе ревнителей художественного слова» доклад «О современном состоянии русского символизма», в котором спроецировал на собственное творчество предложенную Вяч. Ивановым общую схему развития «нового» искусства (теза - антитеза - синтез). В 1911 - 1912 гг. в издательстве «Мусагет» выходит в свет «Собрание стихотворений» Блока в 3 книгах. Из «стихотворного» материала 1898 - 1910 гг.
поэт создает «роман в стихах», «трилогию вочеловечения»: «от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к от После революции Блок сотрудничает в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, в издательстве «Всемирная литература», входит в дирекцию Большого драматического театра. В это время поэт почти не создает новых стихов, если не считать шуточных и написанных на случай. Он активно переделывает и публикует свои ранние поэтические опыты, в основном относящиеся к 1897 - 1903 гг., в сборниках «Отроческие стихи», «За гранью прошлых дней» и на страницах периодических изданий. В 1918 г. он задумывает издать «Стихи о Прекрасной Даме» по типу дантовской «Vita nuova», снабдив их авторскими комментариями.