АЛЕССАНДРО МАНЬЯСКО (Лиссандрино).Генуэзская школа
Маньяско Алессандро (1667−1749) Magnasco Alessandro. Итальянский живописец, представитель романтического направления в искусстве барокко. Генуэзская школа. Учился у отца, живописца Стефано Маньяско, и в Милане у Франческо Аббиати; испытал влияние Сальваторе Розы, Калло, мастеров генуэзской школы. Работал в Генуе, Милане, Флоренции (1703−1711). Первые уроки живописи Маньяско получил у своего отца, Стефано Маньяско, ученика Валерио Кастелло. В 1682 после смерти отца генуэзский купец привозит мальчика в Милан, где он становится учеником Филиппе Аббьяти, научившим его техническим приемам венецианской живописи, очень важным для его образования, и преподававшим ему искусство портрета. Художник успешно работал в этом жанре (однако портреты работы Маньяско не сохранились), но вскоре начинает писать небольшие, исполненные в нервной манере сцены, которые и принесут ему славу. Его первым известным произведением является «Пейзаж с руинами» (1697, Милан, частное собрание). В 1703 Маньяско покидает Милан и отправляется в путешествие во Флоренцию, где он долгое время находится на службе у великого герцога Тосканского Джан-Гастона, по заказу которого он исполнил «Пейзажи» (Флоренция, Палаццо Питти). В 1711 художник возвращается в Милан и создает декорации для въезда в город императора Карла VI. Здесь художник остается до 1735, работая для аристократических семей города - Арези, Карнеди и графа Коллоредо, правителя Милана, для которого он в 1720 - 1725 пишет 9 картин («Урок катехизиса в соборе», «Монахи в трапезной», «Синагога» - монастырь Зайтенштеттен в Австрии). Но самые блестящие произведения Маньяско создает в конце жизни, вернувшись в Геную в 1735, например, «Сцену в саду Альбаро» (Генуя, Палаццо Бьянко), слегка напоминающую Ватто. Иногда он писал большие фигуры в религиозных картинах («Христос в Эммаусе», Генуя, ц. Сан-Франческо ин Альбаро). Но в Генуе его не ждал успех, подобный тому, который он узнал в Милане: его искусство многие считали «смешным». Маньяско работает для пейзажиста К. А. Тавелла, исполняя фигуры пастухов и отшельников в его картинах. У Маньяско не было непосредственных учеников, но было несколько подражателей (таких, как Чиччо Наполетано или Коппа Миланезе, упомянутый Ратти). Вместе с тем он работал в соавторстве с другими мастерами, изображавшими архитектурные сооружения и пейзажи (Тавелла и, возможно, Марко Риччи, племянник Себастьяно Риччи). В каждой своей картине Маньяско создавал фантастический, призрачный мир, населенный монахами и бродягами, странно жестикулирующими и словно подчиненными некоей высшей силе. Источники подобных сцен искали в картинах художников «бамбоччанти» (братья ван Вал, Синибальдо Скорца). Однако Маньяско нельзя отнести к художникам, изображавшим повседневную реальность, - к таким последователям Питера ван Лара, как, например, Черкуоцци. Но он близок Ж. Калло и С. Роза, у которых реальность становится фантастической. Из генуэзской живописи Валерио Кастелло (работам которого близки его «Св. Амбруаз и Теодор», Чикаго, Художественный институт) и Кастильоне художник заимствовал свой характерный мазок и световые акценты, а из ломбардской (Черано и Мораццоне) еще и маньеристическое волнение. Благодаря венецианской живописи, с которой он познакомился через своего учителя, он обрел индивидуальную, свободную манеру. На протяжении своего творчества художник претерпевает длительную эволюцию, постепенно изгоняя из своих полотен цвет, все более погружая сцены в светотень в духе Тициана или Тинторетто. Значительная часть картин Маньяско - это сцены с монахами («Трапезная», Бассано, музей), разбойниками (Бордо, Музей изящных искусств), цыганами («Свадебный цыганский банкет», Париж, Лувр; «Свадебный цыганский кортеж», Берлин-Далем, музей). За это Ланци назвал его «Микеланджело битв генуэзской школы». Эти сцены зачастую помещаются в морские и лесные пейзажи («Пейзаж с прачками», Неаполь, Каподимонте), в которых он превозносит красоту леса, почти как художники XIX в. Наконец, Маньяско освободил итальянский пейзаж от условностей, заимствованных у римских художников. Бушующая природа напоминает море, которое он любил больше всех других итальянских мастеров, облагораживая декоративный жанр марин («темпеста»). Он ввел живые детали в живопись руин, открывая путь Паннини. Очень часто он изображает темы, раскрывающие современные нравы («Концерты в мастерской художника», «Уроки музыки»). Он предвосхищает и остроумие Хогарта, и ужасы Гойи, как, например, в сценах в сумасшедшем доме или в мрачных картинах («Воры, изгоняемые скелетами», Кампо-Морто, ц. Санта-Мария Ассунта). Но особенно его привлекают религиозные сюжеты, которые напоминают работы болонца Креспи («Св.Карл Борромей», Милан, музей Польди-Пеццоли; «Экстаз св. Франциска», Генуя, Палаццо Бьянко; «Поклонение волхвов», Дюнкерк, музей). Творческо Маньяско не поддается никакой классификации: то религиозный, то богохульствующий, простой декоратор или очень чувствительный мастер, он оставался прежде всего антиклассическим художником-одиночкой. Его великим предшественником был Тинторетто. Последователями Маньяско были венецианские живописцы Антонио и Франческо Гварди и Тьеполо, которые подражали его мазку. Признанный при жизни и забытый в XVIII в., он обрел популярность лишь в начале XX в., когда в нем увидели предтечу импрессионизма и даже экспрессионизма.