Йоханнес Ян Вермеер Делфтский
Известный нидерландский художник Йоханнес Ян Вермеер, известный нам и как Вермеер Делфтский, по праву считается одним из ярчайших представителей золотого века голландского искусства. Он был мастером жанрового портрета и так называемой бытовой живописи.
Родился будущий художник в октябре 1632 года в городе Делфте. Ян был вторым ребенком в семье и единственным сыном. Его отец торговал предметами искусства и занимался шелкоткачеством. Его родители были дружны с художником Леонартом Бреймером, который по некоторым сведениям и стал первым учителем Яна, в дальнейшем это позволило ему быть принятым в гильдию Святого Луки, объединяющей художников и ремесленников Делфта.
В своих ранних работах художник явно тяготел к монументальности и некой возвышенности образов, на его полотнах того периода также прослеживаются приемы, характерные для итальянского барокко. На творчество молодого Вермеера повлияли и такие художники как Карел Фабрициус, бывший учеником Рембрандта, и Питер де Хоох. Особенно заметно влияние последнего, стиль которого Вермеер развил в своих картинах. Ян Вермеер женился в 1653 году на Катарине Болнес.
Впоследствии у них родилось 15 детей, но четверо из них умерли еще во младенчестве. Уже, будучи семейным человеком, художник несколько изменил свой стиль. В то время Вермеер писал преимущественно небольшие картины, изображая на них одну или несколько фигур, при этом делая акцент не сколько на сюжете действия, сколько на лирическом настроении сцены и душевном состоянии персонажей. В тот период были написаны «Девушка с письмом» и «Служанка с кувшином молока».
Он очень тонко использовал естественное освещение, тщательно выписывал все детали предметного мира, благодаря чему его персонаж гармонично вписывался в окружающую среду. Среди лучших картин Вермеера этого жанра «Дама и два кавалера», «Офицер и веселая девушка», «Девушка с кувшином воды», «Молочница». Ян Вермеер пробовал себя и пейзажной живописи; в конце пятидесятых он написал лирически проникновенную «Улочку» и «Вид города Делфта», сияющую свежими мягкими красками.
Для вермеерского творчества шестидесятых годов характерна большая изысканность и созерцательность, в его живописи появляются холодные, матово-эмалевые жемчужные тона с яркими лимонно-желтыми и голубовато-синими тонами. Именно к этому периоду принадлежит его знаменитая Девушка с жемчужной сережкой. Несмотря на то, что Вермеер писал не более двух картин в год, он находил источники содержать свою семью, в частности он помогал управлять трактиром матери, как и отец торговал предметами искусства.
Дважды (в 1662 - 1663 и 1670−1671 годах) Вермеер возглавлял, занимая должность декана, гильдию Святого Луки деканом гильдии художников мог быть только человек, пользующийся немалым почетом и авторитетом в Делфте. Ян Вермеер был признан еще при жизни. За его картины платили большие деньги, и недостатка в заказчиках у художника не было. В конце шестидесятых в своих картинах он нередко изображал богато обставленные интерьеры, где дамы и кавалеры ведут беседы или музицируют, к таковым относится полотно «Любовное письмо».
В 1672 году началась война с Францией, и торговля живописью практически перестала приносить доход. Вермеер вынужден был продавать свои картины по заниженной цене, и чтобы прокормить семью, он начал брать кредиты. Из-за этого после его смерти в середине декабря 1675 года его жена отказалась в пользу кредиторов от полагающегося ей наследства. На долгие годы интерес к его искусству был утрачен. И лишь спустя почти два столетия во второй половине XIX века художественный критик Этьен Теофиль Торе заново открыл Вермеера широкой публике.
Наследие Яна Вермеера невелико. В 1696 году состоялся аукцион, в каталоге которого значилось всего двадцать одна картина этого живописца, на сегодняшний день из них известно только шестнадцать. Многие современные коллекционеры и исследователи до сих пор ведут поиски неизвестных работ художника. Однако кроме нескольких весьма удачных подделок ничего найти не удалось. В настоящее время достоверно подтверждена подлинность 35 картин Вермеера, подлинность еще пять полотен вызывает дискуссии.