Нет. Каждый человек не является толерантным по своей природе, и это нормально. Играя в толерантность, мы каждый день притворяемся, только обманываем себя и других. Было бы лучше говорить друг другу правду. С людьми, мнение которых радикально отличается от вашего, которые чем-то вам не нравятся, нужно вести себя честно. Даже с врагами нужно вести себя честно. Толерантность - это как раз заслон, не позволяющий разговаривать друг с другом. Для меня фраза «я толерантный» равнозначна фразе «мне по-барабану, что происходит вокруг, я тебя не замечаю, мне всё равно, что ты говоришь». Когда мы в Charlie Hebdo поднимаем какую-то тему, это значит, что мы хотим выйти на серьёзный разговор о ней. Такой разговор все меньше и меньше существует между людьми, мы уже просто игнорируем друг друга. И это почему-то называется толерантностью. В качестве олицетворения этого порока я привожу в пример сыр моцарелла. Им ведь можно делиться с кем угодно, не боясь услышать в ответ: «Что за фигню ты мне дал?». Потому что у моцареллы нет вкуса, о ней никто ничего толком сказать не может. Все это едят - значит, это нормально. Это как у нас, во Франции, относятся к шампанскому. Если ты идешь в гости, надо обязательно взять с собой шампанское, если тебе предлагают шампанское, то ты должен обрадоваться и сказать: «Вау, это же шампанское!», даже если оно не вкусное, или ты его терпеть не можешь. Потому что если ты этого не сделаешь, то вся эта «полиция нравов» посмотрит на тебя, как на идиота. Нас учат привычности, автоматизму, и мы уже перестаём задумываемся над тем, что мы действительно любим, а что нет. Мы купаемся в вечной глупости, которая отучает думать и выражать своё мнение. Что же в этом хорошего?
В 2006-м году мы перепечатали датскую карикатуру на Мухаммеда, которая вызвала волну протестов и жестокости во всём мире. Мы опубликовали этот рисунок, чтобы показать, что мы имеем право это делать. Мы не убиваем рисунками. Мы находимся в свободной стране и имеем право публиковать то, что критикует какую-либо догму или философию. Наши границы определяются законом, и мы его не нарушали. Когда некоторые ассоциации мусульман решили подать на нас в суд, мы выиграли эти суды. Тогда они перешли к угрозам. В 2011-м году мы сделали спецвыпуск «Шариат Эбдо». Происходила арабская революция, «арабская весна», в номере мы обсуждали возможность установления шариата в Тунисе и Ливии. На обложку поместили рисунок, изображающий пророка Мухаммеда. Причём мы нарисовали его улыбающимся и весёлым. Он выступал в качестве «приглашенного главного редактора», который комментировал каждую статью. За это мы получили множество угроз, а нашу редакцию подожгли, выгорел весь офис. Претензия заключалась в том, что мы изобразили Мухаммеда, что категорически запрещено в исламе, и поэтому то, что мы сделали, стало поводом считать нас врагами ислама. Причём напали на нас ещё до выхода номера, когда мы его только анонсировали. К счастью, поджог произошёл ночью, поэтому никто из сотрудников не пострадал. В 2012-м мы сделали обложку и несколько рисунков, которые были откликом на волну демонстраций против американского антимусульманского фильма «Невинность мусульман». Мы одновременно насмехались и над этим фильмом, и над реакцией некоторых мусульман, которая оказалась непропорциональной самой картине, поскольку она была абсолютно никакой. И вновь отовсюду на нас посыпались угрозы. Самой печальной была реакция французского правительства. Премьер-министр и министр иностранных дел заявили, что мы должны быть благоразумными, ответственными, мол, мы можем спровоцировать убийства французов за границей и своими рисунками в ответе за международный терроризм. Но мы находимся в правовой стране, мы уважаем французские законы, подчиняемся им и признаем, что они - единственное ограничение. И по ним мы не совершали преступлений. Мы имеем право использовать нашу свободу так, как мы её понимаем. Возможно, мы безрассудны, но мы не убиваем кого-то фломастером. © Антисемитизм - это совсем другое, это относится не к религии, а к самой сути человека. Нельзя установить параллель между антисемитизмом и критикой религии, её нет. Критика религии - это критика религии. Человек, родившийся в мусульманской стране, необязательно становится исламским радикалом. Человек, родившийся евреем, уже не может быть не евреем. Антисемитизм - это борьба с самим естеством, с людьми как таковыми, с национальностью. Антисемитизм - это расизм. Это критика человека просто за то, что он еврей. Я критикую книги, религию, подход, одержимость, но не всех людей скопом. Я не критикую всех мусульман, отнюдь.. ©