Новогодняя и рождественская ёлка в России

В русской народной культуре ель оказалась наделенной сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального её восприятия. С одной стороны, еловое дерево традиционно считалось у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств, а, с другой стороны, наряду с этим, в некоторых местах использовалась в качестве оберега.

В России обычай новогодней ёлки ведёт своё начало с петровской эпохи. Пётр I по возвращении домой после своего первого путешествия в Европу (1698 - 1699 гг.) издаёт указ от 20 декабря 1699 года. Согласно царскому указу, впредь предписывалось вести летосчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, и день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также рекомендации по организации новогоднего праздника. В день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей «от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевеловых». После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия - царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками. По этим ёлкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутым у ворот, опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли на новые. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.

С ёлкой как с «ритуальным атрибутом рождественской обрядности» мы встречаемся в России в начале XIX столетия. На этот раз встреча с ней состоится уже не в Москве, а в северной столице. Приток немцев в Петербург продолжался и в начале XIX века. Выходцы из Германии привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи и ритуалы, которые тщательно сохранялись и всячески поддерживались ими на новом местожительстве. Поэтому неудивительно, что первые рождественские ёлки на территории России появились именно в домах петербургских немцев. Есть мнение, что первая рождественская ёлка была устроена царём Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего, по примеру царской семьи, её стали устанавливать в знатных столичных домах и явилось главной и непременной принадлежностью детского семейного праздника Рождества.

В СССР богоборческие власти День Рождества запретили, сделали обычным рабочим днем, а Новый год стал одним из основных советских праздников наряду с Октябрём и Первомаем. В 1918 году юлианский календарь заменили григорианским. Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января. В 1929 году День Рождества окончательно отменили, он стал обычным рабочим днем. Ёлку объявили «поповским обычаем» и запретили. По вечерам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир - не светятся ли там огоньки ёлок. В 1935 году ёлку решили реабилитировать. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась заметка кандидата в члены политбюро ЦК ВКП (б) Постышева П. П.:

«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею…

Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах"

31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Ёлка стала не просто атрибутом советского праздника Нового года, но и всей советской жизни. В 1947 г. 1 января вновь стал праздничным и выходным днем. «Ёлочной комиссии» была поставлена задача - превратить рождественскую ёлку в новогоднюю, «наполнить ее советским содержанием». Если на рождественской ёлке главным событием было Рождество Христово, которое и наполняло смыслом все происходящее, определяло сценарий, то для новогодней ёлки надо было придумывать новые «традиции», причем стремление идеологизировать новый советский праздник не знало границ.

Теперь советская новогодняя ёлка выглядела так: на верхушке вместо восьмиконечной Вифлеемской звезды - красная пятиконечная, вместо ангелочков - товарищи Ленин и Сталин, вместо колокольчиков - серп и молот, а также парашютисты, космонавты, водолазы, часы «без пяти минут двенадцать» и пр. Появились новые главные персонажи - Дед Мороз и Снегурочка - советские, образцово-показательные, лишенные религиозного смысла.

В 1991 году вновь стали праздновать Рождество Христово, 7 января объявили нерабочим днем, большинство ёлок сбросили красные звезды, но о Святках уже мало кто помнит, главным зимним праздником остался Новый год.