Китайская пейзажная живопись шань шуй ЯЗЫК ГОР И ВОД

Китайской пейзажной живописи около 1500 лет. Живопись гор и вод шань шуй - один из первых жанров, который появился внутри живописной традиции поднебесной. Ни в одной другой культуре пейзаж не занимал столь почётного места. При этом, здесь речь идёт не только о живописи.

Горы и воды стали универсальным языком, на котором говорит китайская культура. Горы - Воды это не только вид живописи. Львиная часть китайской поэзии говорит с нами на языке гор и вод.

Белое солнце скрыться спешит за гору
Жёлтой реки воды в море стремятся
Чтобы простор бескрайний открылся взору
Ярусом выше надо подняться

Самые почитаемые трактаты китайской философии: конфуцианский Лунь Юй и даосский Дао Дэ Цзин часто говорят с нами на языке гор и вод.

На языке гор и вод говорит даже традиционная медицина. Так, например, традиционный даосский трактат по внутренней алхимии «Канон жёлтого двора» сводит функционирование человеческого тела к пейзажному языку.

Дело в том, что древняя китайская культура родилась в горах. По одной из самых популярных мифологем, прародиной китайских мифических предков были среднеазиатские горы «Кунь Лунь», расположенные на западе относительно основной части срединного государства. Именно там находился китайский Олимп. На этой горе согласно традиционному даосскому мировоззрению живут боги.

Китайцы всегда помнили о своём горном происхождении и боготворили своих мифических горных предков. Недаром большинство даосских и буддистских храмов всегда находились в горах.

Почти вся китайская традиционная культура пронизана осознанием того факта, что общество с древнейших времён лишь деградирует. Всё более удаляясь от того изначального естества и той изначальной гармонии, в которой когда-то давно, ещё до времён «трёх владык», пребывал человек внутри природы.

Так как мифические первопредки жили в горах, возвращение к изначальной гармонии для многих китайских интеллигентов было тождественно возвращению в горы. Именно по этой причине многие желающие изучать практики бессмертия, практики гармонизации уходили в горы - прародину естества. Именно среди гор и вод, оседлав туманы и облака путешествовали когда-то Даосские бессмертные. Говорят. Что и в современном даосизме на высших ступенях посвящения существуют практики «облачных странствий».

Многие представители китайской знати так же стремились пуститься в беззаботное странствие по Горам и Водам поднебесной, но не все могли себе позволить безвозвратно уйти в горы, оставив служение государству, ведь оставление службы было равносильно социальной маргинализации.

Душа китайского благородного мужа всегда стремилась к изначальному. Написание горного пейзажа для многих дворян служило способом перенестись в страну предков, «не выходя за врата своего двора». Написание свитков с сотнями хребтов и тысячами потоков, в которых непременно путешествовали странники, было одним из способов пуститься самому в облачное путешествие, на подобии Великого Юя и древних даосских мастеров. И если переживания художником этого путешествия были подлинными, он увлекал с собой и зрителя.

Созерцание подобных пейзажей так же было подобно облачному путешествию в десять тысяч ли. Традиция превозносит искусство древних художников до вершин даосских кудесников. Существует миф о пейзажах, которые писал У Даоцзы (VII-VIII века), - художник и даосский волшебник. У Даоцзы расписывал императорский дворец. Говорят, что когда пейзаж был готов, художник пригласил императора Сюань Цзуна насладиться своим творением и император сам не заметил, как они уже прогуливались среди долин рек, гор и вод, оказавшись «внутри пейзажа». Так они провели вместе много часов, путешествуя в пейзаже.

Император был так восхищён искусством Даоцзы, что пригласил его расписать ещё один зал дворца. Художник изобразил долину, полную растений и животных. В одной из гор виднелась дверь. Хлопнув в ладоши, художник вошёл в эту дверь и пропал навсегда.

В соответствии с древними даосскими представлениями каждый раз когда человек засыпает, его душа отправляется в мистическое путешествие. И в этом путешествии пейзажи так же были призваны помочь человеку достичь чудесной страны предков. Именно по этому стены ложа для сна и отдыха у большинства дворян всегда были оформлены ширмами с пейзажами,