Что такое икона?
Икона является неотъемлемой частью религиозной культуры. В частности это изображение лиц святых. Ее суть можно рассматривать с двух сторон. С религиозной и со стороны человеческой культуры. За многие столетия художники создавали шедевры. Лица, люди, дома, события все отражалось на холсте, листах бумаги, и если уходить в историю можно вспомнить, как люди рисовали на скалах, выражая свои эмоции и передавая знания. Что дает нам икона?
Что чувствует человек, смотрящий на лик святого? С точки зрения культуры такое достояние является раритетом. Действительно, изучая прошлую жизнь общества, ее менталитет, знания и проявления, невозможно не обратить внимание на их веру в разные эпохи. Церкви, традиции и множество всего достойного для изучения. Время менялось, нравы менялись, а иконы поражают нас все тем же содержанием. Много лет люди передают в них одни и те же изображения, одну и ту же суть. Создавалась икона чаще всего на специальном дереве, и краски тоже были особенные.
Можно заметить, посещая храмы, что изображение на очень старых иконах сохранилось и зачастую можно разглядеть более мелкие детали, очертания лица и тела изображенного человека. Естественно, любая раритетная вещь нуждается в реставрации, и каждая икона восстанавливается людьми. Но, несмотря на это, нельзя не отметить качество материала для изготовления иконы. Сегодня многие люди считают себя атеистами, кто-то верит в своего бога, кто-то посещает церкви и храмы. Несмотря на эти несоответствия людей, нужно помнить, что все эти проявления являются достоянием культуры.
Выражения творчества и души народа через символические для них предметы, обряды и понятия. Люди, создавшие посредством собственных эмоций, мыслей, знаний, воспоминаний символическую для собственного разума вещь, из поколения в поколение считали ее священной. И эта вещь стала священной. С какой стороны не посмотри. Люди, верящие в ее силу, в исполнение собственных нужд, желаний и просьб, получают эту силу. Другие видят в ней проявление менталитета.
Видят веру других людей. Изучают и ценят это так, как будут изучать наше достояние культуры, нравы, творчество и знания наши потомки. Стоит ценить и уважать чувства других людей. При небрежном обращении с иконой, отрицательным отношением оскорбляется и ее первообраз, то есть лик, изображенный на иконе, и сама живопись людей трудившейся над иконой, вырабатывающих стиль, язык иконописи. Для чего создавалась икона? Для оберега, для помощи, упокоения. Для того чтобы человек был счастлив.
Следовательно, не сложно предположить с какими чувствами к богу, душе и остальным людям иконописец создавал свой шедевр. Данные намеренья достойны уважения со стороны современников. На каждой иконе изображены разные лики святых. И каждый из них несет для человека что-то свое. Кто-то помогает отчиститься от грехов. Кто-то помогает в любви. Кто-то в успехе. У каждого своя суть, своя энергетика. Икона помогает верить, ссылаясь на помощь святого. Как различить старую икону
Как вы думаете, можно прочитав Уголовный Кодекс, стать адвокатом? Так же нельзя, походив в музей, стать искусствоведом. Тем более, бывают подделки икон такого уровня, что и искусствоведы ошибаются. Старообрядческие подделки 19 века, до 2000-х гг. не все выявили. Таким образом, отличить подлинность икон может только специалист, особенно если это высококлассная подделка. Для правильной оценки нужно знать все - от технологии изготовления артефакта используемых материалов до способов его реставрации и знания современного антикварного рынка.
ВОПРОС: Как узнать возраст иконы?
ОТВЕТ: Как и чем изготовлена доска? Как и чем написана икона (маслом или темперой, на сусальном золоте или потали)? Полноценная икона или «подокладная»? Каков сюжет иконы? Всегда ли достоверно можно определить возраст иконы по ее окладу? Какова манера письма иконы? Рассмотрим эти вопросы последовательно.
ВОПРОС: Каким образом понять, как и чем изготовлена доска?
ОТВЕТ: Доска несет на себе следы такой обработки. С 18 века обрабатывать доски начали более тщательно. Но следы грубой обработки может иметь и доска середины 19 века, - по многим причинам - не было, например, под рукой хорошего инструмента.
ВОПРОС: Как определить, чем написана икона - маслом или темперой?
ОТВЕТ: Написанная маслом икона больше напоминает живописную картину. Она тщательно прописывалась - мазки, подмалевки, тени, полутени. Как правило, большая часть подокладных икон конца XIX - начала ХХ века написана маслом. Иконы, написанные темперой более схематичны, условны. Они более традиционны. Вся древнерусская живопись - это темперные краски.
ВОПРОС: Как определить, на чем написана икона - на сусальном золоте или потали?
ОТВЕТ: Специалист разберется быстро. Олифа, со временем темнеет, желтеет
ВОПРОС: Как выяснить полноценная икона или «подокладная»?
ОТВЕТ: Определить сложно. Мы рассматриваем вариант - икона под окладом, необходимо понять, какая икона - подокладная или полнопрописанная. Обычно эксперты обращают внимание на соотношение - уровень живописи и уровень исполнения оклада. Однако это не всегда бывает действенным. Каждый эксперт может рассказать большое количество случаев - «думали подокладница - оказалось полнопрописанная» и наоборот.
ВОПРОС: Какая взаимосвязь между возрастом иконы и сюжетом иконы?
ОТВЕТ: Понятно, что икона с Серафимом Саровским не могла появиться ни в 18, ни в 19 веке. Его канонизировали в начале 20.
ВОПРОС: Всегда ли достоверно можно определить возраст иконы по ее окладу?
ОТВЕТ: Серебряные оклады часто имеют пробу и клеймо мастера, по которым можно определить, когда оклад был изготовлен. Однако нередки случаи, когда на чтимые иконы 17 - 18 века делали оклад в 19−20 веках.
ВОПРОС: Каким образом определить, какова манера письма иконы?
ОТВЕТ: Очень часто возраст иконы можно определить по манере письма. Но это задача искусствоведов.
ВОПРОС: О чем необходимо помнить, приобретая икону как объект инвестиций в антиквариат?
ОТВЕТ: большую роль играет даже не возраст иконы, а манера ее написания, сохранность, сюжет