Сначала картина была не пятисерийной, а семисерийной. Но по требованию Гостелерадио ее сократили с помощью перемонтажа. Чтобы не выбрасывать целые сцены, вырезали маленькие фрагменты. Но в ходе работы над фильмом были придуманы и даже сняты эпизоды, которых на экране мы по каким-то причинам не увидели. В окончательный вариант ленты не вошли…

Фронтовые подвиги Шарапова
Фильм должен был начинаться с эпизода: Шарапов и Левченко (впоследствии член банды «Черная кошка») пробираются через линию фронта и выносят из боя раненого языка. Сцену снимали на болоте, и актерам пришлось несколько дублей подряд лезть в ледяную воду. А после съемок Владимир Конкин заметил на спине у Виктора Павлова следы от банок - актер только что вышел из больницы после воспаления легких. Но риск оказался напрасным: эпизод в картину не вошел.

Пленный немец из военных эпизодов

В сцене, когда Шарапов и Левченко берут на войне языка, снялся Пьер Оссейн - сын французской актрисы Марины Влади, жены Владимира Высоцкого, от брака с Робером Оссейном (Жоффрей де Пейрак в цикле фильмов про Анжелику. - Прим. «Антенны»). Пьер вспоминает: «Я снялся в фильме случайно. Много раз был с мамой на съемках - мы приезжали к Володе Высоцкому. И однажды режиссер сказал: „Надо сняться“. Я ответил: „Есть!“ На меня напялили военную форму, дали в руки винтовку - и в бой». Но в окончательную версию фильма эта сцена не вошла. Хотя имя Пьера в титрах осталось. Впоследствии он еще несколько раз работал в кино. Кроме того, Пьер занимается музыкой, окончил Парижскую консерваторию по классу гитары (любовь к этому инструменту ему привил Высоцкий) и даже освоил балалайку.

Постельная сцена Шарапова и Вари

Она была в романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой снят фильм, а также в режиссерской версии сценария.

В книге она описана так: «Я поцеловал ее в плечо и снова поразился, какая у нее нежная, прохладная кожа. Гладя ее вьющиеся волосы и тонкие гибкие руки, я весь сгорал, а она была утоляюще свежая, тоненькая, и пахло от нее солнцем и первыми тополиными листочками, и грудь ее маленькая с нежными лунами светила мне в сиреневом сумраке занимающегося рассвета, а ноги были длинны и прохладны, как реки».

Зрители должны были увидеть сцену после эпизода, в котором Шарапов и Варя танцуют. Но из цензурных соображений от единственных на весь сценарий эротических кадров отказались.

«Говорухин поступал по-режиссерски мудро, - говорит Владимир Конкин. - Он заранее снимал некоторые сцены, понимая, что они не пройдут цензуру, но ему проще было отдать их, чем лишиться важных драматургических частей фильма. Среди таких сцен была и постельная. И хорошо, что ее нет. Это трехсекундный эпизод, где, по сути, мы лежим под простынкой. И все. Он и был не нужен, и его в итоге вырезали».

Песни Жеглова
Похождения Промокашки

В сцене с воровской «малиной», после того как участники «Черной кошки» уходят спать, был задуман эпизод: пьяный Промокашка пристает к подруге Горбатого, главаря банды. Но, как вспоминает Иван Бортник, сыгравший Промокашку, актриса во время съемок каждый раз начинала смеяться, и из эпизода ничего не получилось.

Плевок в лицо Жеглова

В эпизоде, когда во время взятия «Черной кошки» Промокашку выводят из подвала, Бортнику дали карт-бланш, разрешив импровизировать. Он сначала спел несколько строк из блатной песни (это вошло в фильм), а потом, проходя мимо Высоцкого, плюнул ему в лицо. Но оставить в фильме кадры, в которых уголовник плюет в лицо представителю власти, конечно, не могли.

Отповедь Шарапова

По первоначальной версии сценария, после того как Жеглов застрелил Левченко, Володя не выдерживает и высказывает Глебу все, что о нем думает. В частности, он говорит о том, что они не могут дальше идти по жизни рядом, потому что Жеглов убивает людей и ему нравится это делать. Сцена была снята, но в финальную версию не вошла.

Гибель Вари

В первоначальном варианте фильма (как и в романе) Варя погибала от руки бандита, и первое, что видел в вестибюле управления вернувшийся с задания Шарапов, - ее портрет с траурной лентой. Но в Гостелерадио решили, что финал слишком уж трагический: с каким настроением зрители пойдут в понедельник на работу? Кстати, против гибели героини был и Высоцкий. В итоге Варя остается жива и забирает из детдома подкидыша. Сцену, когда Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках, доснимали в авральном порядке. У Натальи Даниловой (исполнительница роли Вари) была уже другая прическа - для новой роли она отрезала челку.

Высоцкий очень хотел петь в фильме и даже предлагал режиссеру варианты песен: «За тех, кто в МУРе», «Песня о конце войны», «Баллада о детстве». Но Говорухин посчитал, что тогда образ Высоцкого заслонит образ Жеглова. Актер обиделся и, когда режиссер попросил его спеть в кадре песню Вертинского «Лиловый негр», ответил: «Если не хочешь, чтобы я пел свое, не буду петь и Вертинского». Уговорить его удалось с большим трудом.

Костюм - как у Аль Пачино

Жеглов в кино носит в основном пиджак, рубашку и джемпер с галифе и сапогами. Как вспоминал Аркадий Вайнер, Высоцкий хотел быть похожим на героя Аль Пачино в одном из его фильмов. А его образ в кожаном плаще и шляпе с широкими полями навеян историями про детективов. Сейчас они хранятся в Музее кино одесского отделения Союза кинематографистов Украины.

«Плащ и шляпа - это была идея Высоцкого, он сам их подобрал, и к нему прислушивались, - рассказали „Антенне“ в одесском отделении союза. - После съемок вещи были переданы в музей и больше не использовались при съемках. Плащ из натуральной кожи. Состояние его со временем чуть-чуть ухудшилось, но в принципе он такой же. Его надо бы подкрасить ваксой, как делали в советское время, но мы его не трогаем. В кармане до сих пор лежит бумажка с именем и фамилией Высоцкого. Раньше на киностудиях было правило: в карман клали такую подсказку для костюмера. У нас в музее есть запасники, но вещи из „Места встречи…“ выставлены в экспозиции. Посетители любят фотографироваться на их фоне. Даже политики самого высокого уровня, которые были у нас в гостях, делали это. Видимо, плащ Жеглова - своеобразный бренд на все времена».

А вот форма Шарапова не сохранилась

«Она была с самого начала отвратительно сшита, - вспоминает актер Владимир Конкин. - Гимнастерка оказалась в два раза шире, чем я. В первом эпизоде в бильярдной я снимался в ней, потом по моей просьбе ее ушили. И так в этой форме я весь фильм и проходил».

У кошки четыре ноги

Режиссер Станислав Говорухин хотел назвать фильм «Черная кошка» - по названию банды, с которой борются герои, но ему не разрешили. Этот образ, позаимствованный у беспризорников 1920-х (вспомним песню Мамочки из фильма «Республика ШКИД»), в послевоенные годы стал символом бандитизма. По всей стране ходили слухи о неуловимой банде с таким названием. Преступники и особенно малолетняя шпана любили называть себя чернокошечниками. Особым шиком было оставить на месте преступления знак - нарисованную кошку. Во время съемок этот рисунок сделал углем на стене сам режиссер. Появляется на экране и живой черный кот - его гладит в воровской «малине» подруга главаря банды Горбатого.

«Сначала мы искали черного котенка, - вспоминает ассистент режиссера по реквизиту Светлана Еленская. - Станислав Сергеевич хотел, чтобы был именно котенок двух-трех месяцев. Очень долго не могли найти, даже давали объявление в газете. Но, как назло, в это время, наверное, ни одного не родилось. Хотели уже взять котенка другого цвета и перекрасить его, но потом решили - пусть будет взрослая кошка».

«Ее привел на площадку дрессировщик, - продолжает главный художник Валентин Гидулянов. - Кошке понадобилось время, чтобы чуть-чуть привыкнуть к новой обстановке, а потом она уже нормально себя вела. Главное было не обращать на нее внимание».

Как строили МУР
«МУР мы пытались сделать таким, каким он был после войны, - вспоминает Валентин Гидулянов. - Строили декорации в павильоне. Высоцкий любил прийти и заранее посмотреть, как идет строительство. Ему было интересно, где он будет работать. Декорации ему нравились, он говорил: „Это как раз та милиция, куда меня приводили“. Часто смеялся по этому поводу. А вообще он был мягкий, застенчивый человек, всегда вел себя скромно и старался не выделяться на общем фоне».

Незнакомка-бесприданница

Картина стала дебютом на экране для Ларисы Гузеевой. Ее героиня танцует с Колей Тараскиным в ресторане.

«Мне тогда было 18 лет, - вспоминает актриса. - Пошла туда, поскольку мне обещали, что познакомят с Высоцким. Обещание сдержали. Мы с Владимиром Семеновичем пожали друг другу руки, он мне улыбнулся. Даже Говорухин не знал, что я участвовала в его картине. Я ему лет через 15 сказала: „А ты знаешь, что я у тебя снималась?“ Он ответил: „Да ладно?! Приду домой - обязательно посмотрю“. Действительно пересмотрел - и удивился».