Валентин Серов
«Девочка с персиками»
«В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное» - так писал в письме своей невесте Валентин Серов.
Таким «отрадным» произведением искусства, произведением молодого счастья и светлого восприятия мира и является «
Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с ранних юношеских лет. Художник вглядывался в знакомые пейзажи, наблюдал за природой. И им постепенно овладевала одна мысль: «Написать так, как я вижу, забывая обо всем, чему учили. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж».
Но взрослым было некогда позировать. Мальчики мамонтовы выросли, стали неугомонными и непоседливыми. Их теперь не заставишь сидеть. В. Серову не раз попадалась на глаза подросшая Вера Мамонтова, которую он знал с рождения. Она тоже превратилась в веселую, самостоятельную девочку.
Вместе с художником любила кататься на лодке, или верхом на лошади, любила пошалить, задирая своего друга - молодого Серова. И художник не раз заговаривал о ее портрете. Она была красочной, милой девочкой: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая.
И Валентин Серов стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость… Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!» Она каприничала, и лукаво отвечала: «Ты же замучаешь меня… Скучно сидеть, лето…». Здесь, в Абрамцеве, В. Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи. На картине изображено детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника. Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его «муки творчества» зрителю незаменты и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.
Наверное, нет такого человека, который бы не знал этого произведения. Портрет В. Мамонтовой стал чем-то гораздо большим, чем просто этюд с натуры, недаром за ним закрепилось название «Девочка с персиками». Это именно картина, а не портрет, т. к. полотно это переросло всякие представления о портрете.
На картине мы видим угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева. Все в этой картине естественно и непринужденно, каждая деталь связана одна сдругой, а вместе они создают цельное произведение. Прелесть девичьего лица, поэзия жизненного образа, светонасыщенная красочная живопись - все в этом произведении казалось новым. Недаром для наиболее проницательных критиков стало ясно, что в лице 22-летнего художника русская живопись приобрела мастера европейского масштаба. Эта работа молодого художника поразила сразу многих современников свежестью светлого, сияющего колорита, тонкой передачей света и водуха. Савва Иванович Мамонтов и все приезжавшие в Абрамцево только ахали перед картиной. Покрякивал и Константин Коровин, до глубины души пронзило его красочное мастерство В. Серова.
В этой небольшой по размерам картине, каждая деталь находится на своем месте, написаны все стулья зимней столовой, подсвечники на окне, даже фигурка игрушечного солдатика в глубине комнаты, на стене - фарфоровая тарелка, за окном сад в дни позднего лета. Ничего нельзя убрать или сдвинуть без того, чтобы не нарушить внутреннего равновесия всего полотна. С предельной выразительностью В. Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Свет этот сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам девочки. А белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки вдруг оказываются совершенно различными, и так же по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы и розоватые рельефы кофточки.
Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на нас просто и откровенно. Но покой этот минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется готов вот-вот улететь. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно - на улицу, где вовсю сияет летний день.
Да и в самой комнате кажется все так и хочет нарушить тишину и успокоенность. ««Побежал» в глубину стол, увлекая за собой взгляд зрителя. Льются звонкие лучи солнца, принося с собой аромат сада, открыта дверь в соседнее помещение…
Вот, вроде бы и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов. А вместе с тем это целый роман о людях, которым принадлежит дом, сад, все эти вещи; это история девочки, рассказ о ее характере, о ее переживаниях - чистых, ясных юных. Внутренний мир героини заинтересовал художника своей естественной простотой и целомудрием. В ее мягком, но умном и энергичном личике В. Серов предугадал прозрение в будущее. Сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне о Мамонтовых, показал все, что любил в них - в их семье и в их доме.
Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.