Все знают, что Ельцинская приватизация была грабительской, а народ остался в дураках. Знают все, все с этим согласны, и даже Путин разводит руками -- а что поделаешь?
Пересматривать результаты грабежа страны боятся все -- и оппы, которые заливисто поют на средства ГосДепа и опальных олигархов, и сама власть, внутри которой есть чёткое желание стабильности. Начнёшь раскулачивать -- капитал побежит из страны
С этим утверждением можно поспорить. Тем более, сейчас, когда Лондонский Сити и Уолл-стрит ополчились на нашу страну. Возьми сейчас за жабры комсомольских деятелей-олигархов, хуже с инвестициями не станет.
Наверное, поэтому сейчас раскручивается дело Башнефти, объявлен в розыск Уралка Рахимов, а Евтушенков посажен под озимые. Но вся эта национализация происходит без лишней шумихи, хотя, чего тут стесняться? Народ, я уверена, такие меры только поддержит.
Довод про возможное «бегство капитала» и зарубежных инвестиций, как видим, сильно преувеличен. Но у оппов и олигархов есть в рукаве другой козырь: считается, что бизнес лучше управляется частными владельцами, нежели государством.
Это утверждение возвели в аксиому, противопоставив советскую плановую экономику рынку.
Смотрите, кричали в 80-х, в Америке шестьсот сортов колбасы, а у нас она из туалетной бумаги. Рабочие предприятий всё прут, и даже ОБХСС не справляется. Прилавки пустые, на каждом комбинате -- армия несунов.
Виновато государство, конечно же. Такой вывод сделали. Неэффективное управление, а был бы частник -- не стал воровать.
Дефект этой логики мы все можем наблюдать на примере хоть того же Менатепа и его невинно убитых старушек. Эвона, эффективные менеджеры. В то время как ГазПром, Сбербанк, Роснефть прекрасно работают под управлением государства, многие частные собственники просто воруют, собирая с украденных предприятий дань.
В посте про Олю в тапочках многие ляпнули, что если бы тот завод был в частных руках, Оля бы не сидела жопой на стуле, а летала бы стрекозой.
Наивные. Завод, где работала и, может быть, продолжает работать Оля, принадлежит олигарху Усманову, если что. Впрочем, он -- далеко не самый показательный пример «эффективности» частного бизнеса.
В своё время я работала на Дерипаса. Контора та управляла двумя средненькими предприятиями, поэтому никто не обращал на неё никакого внимания, пока не грянул кризис'08. Дерипаса интересовал только его РусАл, а на нас он плевать хотел и не замечал в упор.
Что происходило в этой частной конторе, для многих стало бы откровением. Заводы, которыми она управляла, гнили под протекающей крышей, рабочие натурально не могли прожить на свои зарплаты, зато в нашем московском офисе было всё, включая курилку с мягкими кожаными диванами и телефоном.
Нанятый из Лондона управленец -- ведь они считаются самыми эффективными, верно? -- обустраивал замок в Англии на средства конторы. Его помощница шопилась в Милане и Риме, привозя чеки для оплаты в нашу же бухгалтерию. Каждый день любой из 250 служащих офиса мог бесплатно обедать и ужинать в прекрасном кафе в центре Москвы, с которым у конторы был заключён договор. А не хочешь жрать -- набирай вместо еды пакет фруктов и неси домой.
Зарплаты и бонусы, полная медицинская страховка в лучших клиниках Москвы, служебный транспорт до дома, а на случай, если все машины конторы заняты, то такси из компании, с которой заключён договор, перелёты исключительно бизнес-классом, но никто при этом ничего не делал.
Я руководила штатом переводчиков из десяти человек, но вся техническая документация всё равно отправлялась в бюро переводов -- всем было лень возиться. Мы платили несколько сот тысяч рублей в месяц, чтобы не переводить сложные бумажки самим.
Как-то раз наша контора наняла австралийцев-проектировщиков. Двести, кажется, человек. В то время у нас были и свои, но кому-то посулили хороший такой откат, и австралийцы прилетели на полгода в Москву. Кушать, ходить в фитнес и по клубам, трахать русских девчонок.
Чтобы не пересекаться с этими фермерами, ко мне в отдел наняли ещё двадцать человек переводчиков. Специально для австралийцев, чтобы им не было скучно ввиду разницы языков.
А в это время на одном из наших заводов вспыхнул бунт. Рабочие вышли с вилами к управлению. Им реально нечего было жрать. Дерипас грустил в Лондоне. А мы -- бездельники из головного офиса -- решали, на каких бы ещё курсах повышения квалификации поучиться за счёт конторы. Куда бы на пару недель слетать бизнес-классом пожить в люксе.