Хамелеончик

Граница между седьмым и тринадцатым отделениями милиции нашего города проходит по Гражданской улице. Седьмое отделение, возглавляемое подполковником Приходько, охраняет нечетную сторону улицы. Тринадцатое отделение, под командованием майора Медведева, держит под своим контролем противоположную сторону.

По количеству преступлений на душу населения Гражданка, так называем эту улицу мы, местные жители, занимает в городе уверенное первое место. Чем она притягивает криминальный элемент, никто толком объяснить не может. По одной из версий, на этом месте еще до революции 1917 года находился разбойничий притон и, вероятно, современные преступники просто поддерживали традиции предков. Чуть ли не каждый день на Гражданке случаются кражи, разбойные нападения с применением холодного и огнестрельного оружия, драки и криминальные разборки. Жители окрестных домов с наступлением темноты прячутся за толстые, железные двери и, с замиранием сердца, ожидают прихода спасительного рассвета. Ситуация осложняется тем, что улица уже несколько лет не освещается по причине крупной задолженности местной администрации перед энергетиками. Преступный элемент этим обстоятельством активно пользуется, а мы прозвали свою улицу - улицей потухших фонарей.

День тринадцатое сентября … года выпал на пятницу, поэтому сигнал об убийстве на Гражданской улице, поступивший на пульт дежурного по городу в шесть пятнадцать утра, того нисколько не удивил. Дежурный, как обычно при происшествиях на Гражданке, тут же сообщил о преступлении и в седьмое и в тринадцатое отделения милиции. Кто его знает, на чьей точно «земле» застрелили гражданина, пусть сами на месте разбираются. Милицейские «УАЗ"ики, включив все свои правоохранительные атрибуты, помчались на место преступления.

Первой прибыла опергруппа из тринадцатого отделения, возглавляемая самим майором Медведевым. Майор жил неподалеку от Гражданки, и командир опергруппы капитан Малахов, решив подстраховаться, заехал за начальником отделения. Все-таки убийства на их участке случались не так часто. Через несколько минут, ревя сиреной и распугивая ранних прохожих, примчались ребята из седьмого отделения. Из их автомобиля, кряхтя, выполз начальник группы капитан Тукалис и подошел к Медведеву:

- Здравствуйте, Анатолий Петрович. Чей труп, наш или ваш?

Майор досадливо махнул рукой. За несколько минут, бывших в его распоряжении, Медведев выяснил обстоятельства убийства, и, эти обстоятельства были не в его пользу.

Убитым оказался никто иной, как господин Корягин Сергей Сергеевич, очень известный в городе бизнесмен и меценат. В сводках МВД он проходил под кличками «Коряга» и «Серега-бешеный». Проживающий на Гражданской улице Корягин вышел в шесть утра на традиционную утреннюю пробежку. Его сопровождали три телохранителя, что, впрочем, не помешало преступникам произвести несколько прицельных выстрелов из автомобиля «ВАЗ - 2101» белого цвета и скрыться затем в направлении кольцевой дороги. Само покушение произошло на нечетной стороне улицы, но любитель утренних пробежек после выстрелов умудрился пробежать еще десяток шагов, пересек осевую линию и упал на «земле» тринадцатого отделения. Расследование при таком раскладе ложилось на плечи Медведева, что его категорически не устраивало. Примера раскрытия заказных убийств в городе до сегодняшнего дня не было и лишний «висяк» в конце квартала майору был ни к чему. Капитан Тукалис, осознав, что труп не его, удовлетворенно хмыкнул и, переваливаясь с ноги на ногу, пошел к своему автомобилю. Раньше капитан был командиром БЧ-5 на флагмане Балтийского флота крейсере «Октябрьская революция», поэтому привычка ходить «вразвалочку» осталась у него на всю жизнь. Майор Медведев уселся прямо возле убитого Корягина на маленький раскладной стульчик, заботливо подставленный под его задницу водителем «УАЗ"а и задумался. Издалека он напоминал Наполеона Бонапарта, сидящего на барабане в битве при Ватерлоо. Подчиненные стояли поодаль в ожидании приказов начальства. К Медведеву тем временем подошел маленький, щуплый паренек с таксой на поводке.

- Товарищ майор. Позвольте обратиться? Корреспондент областной газеты «За новую жизнь» Алексей Петрушевский. А что случилось?

- Что, что. «Заказуха», «висяк», полное дерьмо. Идите, молодой человек, не мешайте производить следственные действия.

Корреспондент отошел в сторону, вытащил из кармана маленький блокнот и начал что-то быстро в него строчить. Майор, еще немного обдумав положение дел, подозвал к себе старшего лейтенанта Василия Лосева:

- Вася, ты, кажется, с капитаном Тукалисом хорошо знаком?

- Так точно, Анатолий Петрович. Два года назад вместе были в командировке в Чечне. Еле ноги оттуда унесли.

- Слушай, попробуй с ним договориться, чтобы он дело себе забрал. Вспомни с ним боевую молодость, все такое…

- На молодость он не клюнет, товарищ майор. Придется пообещать что-нибудь посущественней.

- Иди, Василий, иди. Помни, что квартальная премия всего отдела в твоих руках.

- Есть, Анатолий Петрович, - старший лейтенант рысцой побежал к «УАЗ"ику седьмого отделения.

Медведев вытащил из кармана пачку «Явы», прикурив, затянулся несколько раз:

- Капитан Малахов!

- Я, товарищ майор!

- Игорь, иди, пошукай свидетелей, может, кто-то что-то заметил. Допроси в первую очередь охранников. Ну, ты сам знаешь, что надо делать.

Василий Лосев, тем временем, вел активные переговоры с капитаном Тукалисом. Василий махал руками, чесал затылок, крутил пуговицу на кителе капитана, пока совсем не оторвал ее. Наконец, пожал ему руку и подбежал к Медведеву:

- Все, Анатолий Петрович, договорился. Ящик пива «Будвайзер». Им один хрен премии в этом квартале не видать.

- Молодец, Вася. Так, бери двух ребят, носилки и быстро, быстро несите труп на ту сторону.

- Есть, товарищ майор. Будет исполнено.

Медведев встал и пошел размяться. К нему опять подошел корреспондент:

- Скажите, зачем потерпевшего переносят на другую сторону улицы?

- Идет следственный эксперимент. При первичном осмотре места происшествия стало ясно, что покойный, получив ранения, несовместимые с жизнью, никак не мог перебраться через улицу. Следовательно, он упал там, куда труп, только что доставили наши сотрудники. Вам все понятно, - рявкнул майор на корреспондента.

Журналист испуганно вжал голову в плечи и ретировался. Медведев пошел к автомобилю с явным намерением ехать домой и лечь снова спать. В это время к месту происшествия подкатил крутой, навороченный джип «Nissan patrol». Из него вышел, одетый по последней французской моде, высокий грузин и подошел к майору.

- Здравствуйте, уважаемый. Вы здесь самый главный?

- Что вы хотите? - вопросом на вопрос ответил Медведев.

- Видите ли. Убит мой компаньон по бизнесу. Мне только что позвонили. Это ужасно. Мы очень заинтересованы в скорейшем расследовании. Готовы оказать любую посильную помощь, в том числе материальную.

- Российские милиционеры денег не берут, - гордо ответил майор. Затем подумав, добавил: - От незнакомых людей.

- В чем же дело. Вот моя визитная карточка. Бессарион Мамулашвили, президент концерна «Iveko ltd». Так что, начальник, договоримся?

- Нет, уважаемый. Это заказное убийство. Шансов на раскрытие практически нет.

- Вай, вай! Что я скажу своим другим компаньонам, - грузин горестно покачал головой и отошел к своему джипу.

Медведев опять попытался сесть в «УАЗ"ик. Ему помешал капитан Малахов, опросивший к тому времени немногочисленных свидетелей происшествия, и спешивший доложить начальству о результатах:

- Есть ниточка, товарищ майор. Из автомобиля преступников во время покушения выпал журнал. Его подобрал паренек с собакой, - Игорь Малахов указал на журналиста.

- Ну и что?

- Журнал называется «Стрелковое дело». На нем стоит штемпель почтового отделения и название фирмы подписчика: ООО «Другой свет». Я знаю эту фирму. Находится на автозаводе, структура местной, автозаводской группировки. Это они Серегу-бешеного хлопнули. Анатолий Петрович, разрешите. Я по горячим следам быстро это дело раскручу.

Майор задумался, затем, хлопнув себя рукой по лбу, пошел к грузину. Они что-то долго обсуждали, спорили, расходились, снова сходились. Затем, видимо придя к какому-то решению, пожали друг другу руки.

- Значит так, Игорь. Нам обещана спонсорская помощь за раскрытие преступления - два новых «УАЗ"ика на отделение, - про персональный компьютер себе в кабинет Медведев капитану говорить не стал, - зови Лосева, только быстро.

Старший лейтенант Василий Лосев через минуту был возле майора.

- Вася, дуй к капитану Тукалису. Пусть вернет труп на прежнее место. Все-таки, бизнесмен отдал концы на нашей земле. Договорись с ним, с капитаном, конечно, по-хорошему, ладно.

- Вы что, Анатолий Петрович, с дуба рухнули! Ой, извините, пожалуйста. Да Тукалис уже все оформил. Собака ихняя по следу бегала, доктор работал, протоколы все написаны.

- Надо, Вася, надо. Открылись новые обстоятельства дела.

Старший лейтенант с несчастным видом пошел к автомобилю седьмого отделения. Он снова махал руками, что-то доказывал капитану Тукалису, оторвал ему еще одну пуговицу на кителе. Затем пожал руку и побежал к Медведеву.

- Все в порядке Анатолий Петрович. Еще один ящик «Будвайзера» и труп опять наш.

- Что бы мы без тебя, Василий, делали. Бери двух ребят, носилки…

Снова подошел корреспондент:

- Товарищ майор. Зачем потерпевшего обратно несут?

- Следственный эксперимент закончен. Установлено, что покойный все-таки сумел пробежать после выстрелов на эту сторону улицы. Можете написать в своей газете, что преступление раскрыто по горячим следам силами моего отдела. Виновные изобличены и будут скоро пойманы. Особо отличились в раскрытии преступления капитан Малахов и старший лейтенант Лосев.

Журналист отошел в сторону и снова начал строчить в свой блокнот. В это время у грузина, стоявшего возле джипа зазвонил мобильный телефон. Видимо новость, которую ему сообщили, потрясла его. Грузин подошел к Медведеву:

- Генацвале, я должен перед тобой извиниться. Наши люди уже сами расследовали это ужасное убийство. Автозаводская братва объявила нам войну. Я должен срочно явиться на разборку.

- А компьютер, а «УАЗ"ики?

- Извини, дорогой. Я плохо понимать по-русски! - с этими словами грузин вскочил в джип и умчался на стрелку.

Игорь Малахов сочувственно посмотрел на майора:

- Что, Анатолий Петрович, Лосева звать?

Медведев, ничего не ответив, опять уселся возле трупа. В пассиве у него было два ящика пива, но в активе - практически раскрытое преступление. А это означало премию и, вполне возможно, перевод в Главк. Все было не так уж плохо. В это время к месту происшествия подъехала черная «Волга». Из нее вышел начальник главного управления генерал Федоров. Медведев подбежал к нему:

- Здравия желаю, товарищ генерал. Силами моего отделения только что раскрыто заказное убийство. Особо отличились…

- Подождите, майор, - генерал досадливо поморщился, - мне только что позвонили… В общем, сверху. В области, как Вы знаете, скоро выборы губернатора. Вы должны меня понять… Принято решение, чтобы не будоражить электорат… Майор, произошло обычное самоубийство.

- Товарищ генерал, это не возможно. Много свидетелей, пресса уже работает!

- Какая, такая пресса?

- Да вон, журналист с овчаркой гуляет.

- Позовите его ко мне, я все улажу.

Корреспондента подвели к генералу. Они отошли в сторону и стали о чем-то шептаться.

На следующий день в газете «За новую жизнь» в разделе криминальная хроника появилась короткая заметка о происшествии на Гражданской улице:

«Во время утренней пробежки покончил жизнь самоубийством известный бизнесмен Корягин С. С. Труп с тремя проникающими ранениями в спину и одним в затылок доставлен в центральный морг города».

Майор Медведев после этой истории так и не попал в Главк и дослуживает в своем родном тринадцатом отделении. Капитан Тукалис до сих пор надеется получить от него два ящика пива «Будвайзер». Игорь Малахов и Василий Лосев уехали в очередную командировку в Шалинский район Чеченской республики. Генерал Федоров баллотировался на пост губернатора, но выборы проиграл