Новая жизнь.

- …Построили нас. Стали на наряды выкликать… - Рогов все косился на Тимофея, не узнавая бывшего заместителя в этом лопоухом, необмятом и необтесанном еще лагерем новоиспеченном зеке. - Ничего, думаю, хоть в кабинете двадцать лет просидел, здоровье еще есть, могу лес валить, могу дороги строить… поработаю, давайте ваши наряды!..

- А они? - Тимофей качнулся на пластиковых нарах и заглянул Рогову в лицо, заранее стыдясь нехорошего удовольствия от позора бывшего шефа.

- А они… Короче, нормальной работы нет вообще. Самые выгодные наряды по науке. За них быстрей всего срок бежит. Но там вообще мрак. Прикладная математика, теоретическая химия, кватернионы, тензорный анализ, какие-то рунгекуты в неравновесных средах… За самозванство - три дня карцера. Нарядчик ржет: «где добровольцы, вы же тут все доктора наук?..»

Тимофей сглотнул - он не удержался и перед самой революцией тоже купил диссертацию. Хорошо, хоть не по математике… Или не хорошо?..

- Из наших, министерских, полез было один… - Рогов махнул рукой и, поморщившись от воспоминания, отвернулся.
- А вы?
- Я сперва на производство выкликнулся. Фрезеровщиком. Мне батя рассказывал в детстве - задняя бабка, передняя… Думаю, ничего, справимся… - Рогов усмехнулся от презрения к собственной наивности. - Короче, привели меня в какую-то комнату. Давай, говорят. А там нет ничего. Только такая хрень белая, вроде большого холодильника, и рядом кнопки… Я говорю, станок-то где?
- А они?
- Они ржут… Вот станок, говорят - и на холодильник показывают. Вы, вообще, трехмерным проектированием хоть владеете?.. Мне так досадно стало, я, говорю, не сантехник из гаража! Я владею технологией власти!
- А они?
- Они опять ржут. Какой, говорят, технологией власти? Я говорю - ну, могу, к примеру, в морду дать…

Рогов на минуту отвернулся, чтоб скрыть следы жалости к себе. Тимофей понимающе притих.

- А они?
- Срезали паек и записали на принудительный компьютерный ликбез…

По бараку мимо сидельцев прошелестел робот-разносчик, Тимофей опасливо поджал ноги.

- Лес валить, руду копать - та же фигня. Всё цифровое. - Продолжил Рогов сдавленным голосом, не глядя вслед роботу. - Подрядился на разгрузку вагонов - экзоскелет. Описание на английском. Я говорю - давайте я так, вручную? Ржут. Давай, говорят. Норма - двести тонн в смену… Там такие джойстики, как у приставки, я сыну покупал… У меня палец в них не попадает. Двор мести, снег чистить, парашу выносить - везде, мать их, джойстики, и все описания на английском…

- Прогибаемся перед чуждыми ценностями, от того и описания все делаем на английском. - Глубокомысленно вставил Тимофей.
- Вот именно! - Взвился Рогов, забывая, где он и что он теперь, - А ведь фундаментальные факторы, обеспечивающие стабильность, у нас очень сильные, надёжные!..

Пластиковые панели, прикрывающие окна, сами-собой помутнели, затеняя ненормированный полярный день. Засветилось табло «отбой».

- Пытался порешать. - Рогов пригнулся к Тимофею, чувствуя, что желание выговориться сильней, чем страх, что Тимофей настучит. - Вышел на начлагеря. У меня ж до сих пор в лесу под Майами шесть чемоданов денег зарыто!.. Существует ли гипотетическая возможность, говорю, спрямить путь исправления в обмен на спонсорскую поддержку значимых для вас лично проектов?
- А он? - Жарко выдохнул Тимофей, с ходу начав прикидывать, в какой ситуации он настучит на Рогова, а в какой - нет.
- А он не понял нихера. Ржет. Вы бы, говорит, Рогов, хотя бы ПХП освоили, хоть какая от вас польза была…

Тимофей в задумчивости шарил в том месте, где в былые времена хранился его пропуск в ведомственную столовку. Ничего из того, о чем говорил Рогов, включая ПХП и джойстики, он тоже не знал и не умел.

- Словом, Тимофей, - Рогов словно прочел его мысли и тяжело опустил ладонь на колено лагерного комбинезона, - реальных маз для тебя две. Местный хор и медицинские эксперименты.

- Я петь не умею.

Рогов сочувственно помолчал.

- А вы?.. - Тимофей сглотнул, представляя, как в его ДНК добавляют ген ленточного червя.
- Логотипы делаю. - Понуро признался Рогов.
- Логотипы?!
- Ну да. В дизайн-отряде. В начале тяжко было, еле до койки доползал. Сейчас пообтерся.
- И как вы их?.. - Тимофей от удивления даже забыл про медицинские эксперименты. Шеф, отродясь не интересовавшийся ничем изящней ментовских сериалов, совершенно не ассоциировался с графическим дизайном.
- Хирачу Гарамондом, если что для баб, а нет - так Хелиос с разрядкой и только в путь!.. - Рогов неожиданно оживился, глаза его загорелись, - Вадик Кузнецов из парламентской комиссии под электрошоком освоил вектор, вот мы на пару и садим!..

Для первого дня это было слишком. Тимофей извинился и лег. Рогов неохотно взобрался на свои нары и некоторое время лежал неподвижно.

- Смотри!..
- Что это?..
- Вчера сделали!.. Круто?

На лицо Тимофея упала бумажка с затейливым знаком.

- Круто. - искренне удивился Тимофей.

Рогов заботливо свернул протянутую обратно бумажку, спрятал в карман и сладко поежился - система климат-контроля уже изменила температуру в бараке на оптимальную для сна.

- А помнишь, как мы в министерстве тенедер проводили на логотип для Северного Ледовитого Океана?.. Шестьсот миллионов заплатили, не считая откатов, помнишь?

Тимофей не ответил.

- Я бы сейчас лучше сделал. - мечтательно прошептал Рогов.

Тимофей спал, сжимая мокрую от слез подушку.

«Выучу ПХП!..» - думал Рогов, засыпая, - «Обязательно выучу ПХП!..»