Один человек остановился передохнуть в тени вяза и увидел, что виноградная лоза обвилась вокруг дерева. Проходивший мимо монах тоже остановился в тени дерева. Он долго разглядывал вяз и виноградную лозу, а потом спросил:
- Брат мой во Христе, что думаешь ты об этом дереве и об этой виноградной лозе?
- Думаю, что они весьма полезны друг для друга! - ответил человек.
- Конечно, вяз и лоза весьма полезны и пригодны друг для друга. Но ведомо ли тебе, какой глубокий смысл сокрыт в этой пользе и пригодности?
- Какой же смысл? - спросил человек.
- Вяз бесплоден, - отвечал монах, - лоза дарит плоды. Но лоза эта не сможет приносить плоды, если будет лежать на земле - и плоды ее будут гнилыми, и сама она сгниет. Обвившись же вокруг дерева, дает лоза плоды и за себя, и за вяз. Выходит, что не бесплоден вяз, ибо без него не было бы никаких плодов у виноградной лозы! А ныне, обвившись вокруг вяза, принесет лоза плоды обильные и вкусные! Вот в этом и есть сокрытый смысл и урок всем нам, рабам Божьим!
- Объясни, - удивился человек, - какой же урок для меня в том, что, лежа на земле, дает лоза плод гнилой, а обвившись вокруг вяза - обильный?
- Урок этот о бедности и богатстве, - пояснил монах. - У богатого много богатства, но беден он перед лицом Господа, ибо богатый, богатством своим тешимый, редко молится Господу. А если и молится, то молитвы его слабы и Господу не слышны.
Когда же богатый подает бедному, зная, что угодно Богу подаяние святое, молит бедный Господа за богатого. И молитва его сильна, и Господь ее слышит. Наделяет он богатого, умножая его богатства, а тот подает бедному, питая его.
Так и вяз, плода не давая, защищает виноградную лозу от полуденного солнца, а в засуху питает водой, которую в себе имеет.
Ибо блажен тот, кто богатство свое от Господа имея, бедных наделяет.