Сальвадор Дали. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери
Впервые в Санкт-Петербурге демонстрируются 100 иллюстраций (частного немецкого собрания) Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери, выполненные в технике ксилографии. Сюрреалистическая интерпретация к выдающейся поэме - одна из самых лучших работ в книжной графике.
Интерес к графическому оформлению возник в Европе в 60-х годах XX века, когда было модно иллюстрировать классические литературные произведения подобным образом. Графическими иллюстрациями занимались художники разных направлений: Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Марк Шагал.
Ксилография (от греч. хуlon - дерево и grapho - пишу) или гравюра на дереве - техника высокой печати, при которой изображение вырезается на деревянной доске таким образом, что удаляются те места, которые в оттиске должны остаться белыми. Затем на доску накатывается краска и делается оттиск. Главное преимущество гравюры на дереве заключается в очень большом количестве (до нескольких тысяч) четких отпечатков с одной и той же доски. В ХVI веке в Европе появилась и цветная гравюра на дереве: 1507 годом датирована цветная ксилография Л. Кранаха, а в 1516 году Уго да Капри получил патент на исполнение гравюры «кьяроскуро» (светотенью) - тональной ксилографии, основанной не на линии, а на пятне. «Кьяроскуро» печатали с нескольких досок, одна из которых, как правило, давала контурный рисунок, а другие - те части композиции, которые должны были быть выполнены в определенном тоне.
Ещё с юных лет Дали интересовался литературой и проиллюстрировал более 20 шедевров: «Кармен» Мериме, «Фауста» Гёте, повесть «Старик и море» Хемингуэя, а также многие другие произведения мировой классики. В 1951 году итальянское правительство заказало Дали серию иллюстраций к новому изданию «Божественной комедии». Дали со всей серьёзностью отнёсся к заказу и в течение нескольких лет работал над иллюстрациями.
К сожалению, мастер написал только 100 акварелей, поскольку к 1959 году в итальянском правительстве начались споры, и в итоге было решено, что Дали как сюрреалист «не достоин» оформлять «Божественную комедию». Но художник решил довести дело до конца и вскоре получил очень хорошее предложение от французского издателя Жозефа Форэ, для которого Дали в период с апреля 1959 года по ноябрь 1963 года изготовил около 5000 гравюр, повторяющих акварельную серию. Для того, чтобы изготовить гравюры, 55 месяцев трудились две французские мастерские. Было использовано 3500 деревянных досок, которые по окончании работ были все уничтожены во избежание создания копий. Дали лично разломал их об колено. Сегодня жители Санкт-Петербурга имеют уникальную возможность увидеть 100 работ Сальвадора Дали, которые иллюстрируют «Божественную комедию».