Загадки Джоконды

Первый секрет написания «Джоконды"в том, что «Мона Лиза» «живая». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. «Джоконда» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история.
Что же касается техники живописи, то Леонардо довел изобретенный им принцип рассеивания, до совершенства: десять, двадцать, а может быть, сто лессировок положено им на картину, предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Флорентиец советовал упражняться в таком рассеивании, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато и появилась мерцающая улыбка «Джаконды», когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится.
Леонардо выполнял многослойную живопись с потрясающим терпением и виртуозностью: после подготовки деревянной панели с несколькими уровнями покрытия (уже в то время было множество способов грунтования дерева), он, прежде всего, рисовал общую композицию, фон, после чего наносятся тонкие слои, масло с добавлением скипидара, что давало ему возможность работать на уровнях прозрачного цвета. Это позволяло бесконечно слой за слоем реконструировать лицо, да к тому же в определенных местах умело усиливать, либо уменьшать эффекты света, прозрачности и оттенков на лице. Леонардо называл свой метод «sfumato», а по другому, более известному нам названию - «лессировка». Лессировкой называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придания последним желаемого интенсивного и прозрачного тона. Сколько было нанесено лессировок, определить просто не возможно. Эта методика позволила достигнуть невероятной имитации плоти. Так же роль играет постепенный переход человеческого тела во мрак. Прекрасным получился и ее задний план. Все детали тут чрезвычайно точны, а вершины гор и вода: кости и кровь земли - вызывают в памяти романтические представления о земле на следующий день после дня Творения.
Мастер неутомимо смешивал различные вещества, стремясь получить вечные краски. Кисть его была так легка и прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывал картину, чтобы дать ей высохнуть. Его глаза различали малейшие нюансы: солнечные блики и тени одних предметов на других, тень на мостовой и тень печали или улыбки на лице. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывали путь решения задачи. Поэтому написание картины для Леонардо было не только художественное ремесло, но и творческий поиск, познание научных идей и истин.
Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения и до настоящего времени остаются актуальными. Все его 120 книг рассеялись («сфумато») по свету и постепенно открываются человечеству. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн и др.
Второе чудо «Мона Лизы» заключается в том, что на протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Для большинства специалистов главный вопрос не в том, кто изображен на картине и почему мастер не отдал портрет заказчику, а до конца жизни держал при себе. Уже пять столетий никто не может понять, как же мастер эпохи Возрождения написал это полотно. Мазки его кисти столь малы, что их нельзя визуально отделить друг от друга даже при помощи микроскопа. Благодаря этому и получились удивительные изображения, когда цвета и тени чередуются без видимых границ между собой. Как он это делал, до сих пор так и неизвестно.
И главное чудо - это гениальность личности Леонардо да Винчи, как творца. Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с «Мадонна Бенуа», которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.
Леонардо изобрел принцип рассеивания. Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка «Джаконды», когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится.
Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая «мельница» дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентинец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.
Леонардо любил использовать правило контрапоста - противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Аналогично «Джоконде» - делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.
Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо «неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить!» Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений, как правило - оставались «незавершенными». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он, на вроде бы готовой картине, будто специально оставлял «окна незаконченности». Таким образом, он оставлял место, куда бы сама жизнь, в последующем могла ему подсказать, где необходимо что-то внести, изменить, или подправить.