Евангелие о человеке

У святого апостола Луки много значимых ипостасей. Он был первым в церковной истории иконописцем и написал первую икону Богородицы. Он был врачом - в его честь монашеское имя получил будущий святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Но самое главное: святой Лука - автор Евангелия и Деяний святых апостолов.

Апостол Лука был, возможно, единственным автором Нового Завета не еврейского происхождения. По преданию, он вышел из просвещенной греческой среды. И это может многое сказать о масштабе личности апостола, если посмотреть на святого Луку глазами его современников: образованный грек бросает все и становится учеником сына еврейского плотника из Назарета. Причем учеником не ближайшим - не одним из двенадцати, а одним из семидесяти. Поступок, требующий искренней веры, смелости и самоотречения. А еще в этом - удивительный пример того, как «последние становятся первыми»: одного из семидесяти мы как Церковь почитаем и знаем лучше, чем некоторых из двенадцати. Много ли ассоциаций у Вас вызывают имена ближайших учеников Христа - например, Варфоломея или Филиппа, или Фаддея? А вот апостола «от семидесяти» Луку знает каждый, кто хоть раз интересовался Евангелием.

Особенности личности святого Луки отразились на том, как и о чем он написал свое Евангелие. Это становится понятно, если сравнить четыре канонических Евангелия между собой. Безусловно, все они одинаково значимы, ни одно из них не «главнее» другого. Но у каждого есть своя отдельная тональность.

Евангелия от Матфея, Марка и Луки - «синоптические»: это хронологический пересказ событий земной жизни Христа и его учения. А вот в Евангелии от Иоанна основной упор сделан не на пересказ, а на раскрытие божественной сущности самого Спасителя как Богочеловека. Евангелие от Марка, по преданию, написано для детей - не случайно оно самое короткое из четырех. Евангелия от Матфея и от Луки - довольно похожи: например, в них обоих приведена родословная Христа, его притчи, Нагорная проповедь. И все-таки разница между ними есть - и существенная.

Толкователи отмечают: основная тема в Евангелии от Матфея - Царствие Небесное, а в Евангелии от Луки - человек. Апостол Матфей пытается объяснить иудеям и язычникам, что жизнь после смерти - во-первых, есть, во-вторых, она такая, как о ней говорит Христос. А вот апостол Лука - возможно, единственный из Евангелистов - сосредоточился на наших с вами человеческих проблемах. Как мне здесь и сейчас жить так, чтобы Царство Небесное обрести? Каких ошибок нужно не натворить? И почему так тяжело и одновременно легко идти за Христом?

Это особенно заметно, если посмотреть на притчи Христа, которые встречаются только в Евангелии от Луки, но не упоминаются у других евангелистов. Все эти притчи - о человеке, проще говоря, о том, что такое христианская нравственность. Притча о милосердном самарянине - ответ на вопрос, кто тот ближний, которого Богом заповедано любить. Притча о блудном сыне - опыт того, как гордыня уводит от Бога, а покаяние - проводит к Нему. Притча о мытаре и фарисее - пример подлинного смирения и осознания своего места перед Богом.

Не случайно, наверное, святой Лука был врачом: обращать особое внимание на человека с его болью - в данном случае болью духовной - было в характере апостола.