Что такое Старый Новый год?
Толком никто не может сказать - чем на самом деле Старый Новый Год отличается от Нового традиционного, привычного для всех года? Безусловно, со стороны кажется, что дело исключительно в расхождении дат. Однако, как ни странно, но к Старому Новому году все мы относимся как к совершенно самостоятельному празднику, который способен продлить нам очарование Нового года. Для некоторых, именно в этот день наконец-то удается его по-настоящему почувствовать. Ведь Старый Новый год - более спокойный, семейный праздник, без суеты и невероятных хлопот, свойственных празднику 1 января.
Так или иначе, а причин появления этого уникального Старого Нового года целых две - изменение даты наступления Нового года на территории Руси и невероятное упрямство, не желание Русской Православной церкви, переходить на Новый стиль летоисчисления.
Но, несмотря на банальность причин, многие люди наделяют эти даты сокровенным смыслом, покладая большие надежды и веря в глубокое таинство праздника. Несут ли эти даты, какой-либо таинственный, мистический смысл? Давайте разберемся.
В языческие времена на Руси Новый год отмечался 22 марта - весьма логичная дата, учитывая, что это день весеннего равноденствия, тесно связанный с земледельческим циклом. После принятия на Руси христианства византийский календарь стал постепенно вытеснять старый, по которому Новый год теперь уже начинался 1 сентября. Эту дату и сегодня некоторые учения трактуют, как истинный день рождения Христа. Долгое время на Руси сохранялся новогодний разнобой - одни продолжали отмечать Новый год весной, другие - осенью. И только в конце XV века официально определили единую дату начала Нового года на Руси - 1 сентября.
В 1699 году по указу известного новатора, Петра I, начало Нового года было перенесено на 1 января, тогда еще по старому стилю летоисчисления, стало быть, по новому стилю на 14 января. И наконец, в 1918 году, после Великой Октябрьской революции большевики «упразднили» разницу между европейским и нашим летосчислением, «передвинув» календарь на 13 дней в году.
Так и образовались два праздника Нового года: один - по новому стилю, дугой - по старому, соответственно Новый - 1 января и Старый Новый - 14-го.
Русская православная церковь и сегодня встречает Новый год, впрочем, как и Рождество Христово, по старому, юлианскому календарю, который на данный момент разнится с общепринятым в мире григорианским календарем на, те самые, 13 дней. То есть мы в ночь с 13 января на 14 встречаем Старый Новый Год, а церковь просто - Новый.
Интересен в этом вопросе тот факт, что разница в датах с 2100 года, а именно с 1 марта, будет составлять не 13, а уже 14 дней. И Старый Новый год, и Рождество с 2101 года мы будем отмечать на день позже. То есть Старый Новый год - в ночь с 14 января на 15-е, а Рождество - 8 января.
По заявлениям Русской православной церкви, они совершенно не намерены вносить какие-либо коррективы в свой календарь, так как не видят в этом совершенно ни какого смысла. Разница между календарями, юлианским и григорианским, действительно, увеличивается каждые 100 лет на один день. Однако, придавать календарным различиям большого значения, по мнению церкви, не стоит. Григорианский календарь также не является точным и имеет свои сдвиги, поэтому православная Русская церковь продолжает использовать юлианский календарь. Согласие в календарные споры может внести только разработка нового, абсолютно точного календаря, что практически не реально.
Есть и вполне житейское объяснение церковному упрямству. Дело в том, что для большинства верующих Старый Новый год действительно имеет особое значение, ведь отпраздновать его от души они могут только после того, как завершится Рождественский пост, во время Святочных гуляний.
14 января - это ненаучная дата, утверждают астрономы. Тем не менее, и действующий в настоящее время календарь, идеальным не является. По мнению ученых, механика движения планет «виновна» в необходимости вносить некоторые изменения в летоисчисление. Действовавший до 1918 года в нашей стране юлианский календарь, отстает от, ныне действующего, григорианского календаря на 13 суток.
А все дело том, что планета Земля вокруг своей оси оборачивается не за 24 часа ровно. Каждые сутки набегают дополнительные секунды к этому времени, которые постепенно и складываются в дни. Они и образовали эти 13 суток к началу двадцатого столетия, составляющие разницу между новой григорианской и старой юлианской системами. Однако, следует отметить, что новый стиль более точен в отношении законов астрономии.
Главное, по мнению ученых, чтобы календарь, каким бы он ни был, максимально точно отражал расположение нашей планеты по отношению к Солнцу. Немало энтузиастов и сегодня пытаются разрешить календарную проблему, и предлагают массу собственных вариантов отсчета времени. Заявки на изменение календарного летоисчисления, «тоннами» поступают даже в ООН. В большинстве своем данные предложения основаны на изменениях традиционной недели, к примеру, некоторые предлагают ввести пятидневную неделю или вообще обходиться без недель, заменив их десятидневками. Однако идеальных предложений, отвечающих законам астрономии, и решающих таки проблему с летоисчислением, пожалуй, не может существовать - именно к такому заключению пришли специалисты многих стран. Ученые пришли к мнению о нецелесообразности проводить какие-либо календарные реформы на данном этап
Но, что бы там, ни говорили ученые, и даже, невзирая на то, что данный день не является, к сожалению, даже выходным днем, популярность этого праздника неудержимо растет. По данным некоторых центров изучения общественного мнения, людей желающих его праздновать в России давно перевалило за 60%, в Украине и того больше - порядка 80% жителей. Причем среди тех, кто регулярно отмечает или планирует праздновать Старый Новый год, люди, имеющие совершенно разные статусы, доходы и возраста: учащиеся и студенты, рабочие, предприниматели, домохозяйки, со средним специальным и высшим образованием, пенсионеры…
Все дело, думаю, в том, что в отличие от европейцев, у нас сильны новогодние традиции. Нам есть, чем заняться и на Новый и на Старый Новый год, и на Рождественские праздники и на святочные гулянья… Широта нашей славянской души не позволит нам скучать. По правде говоря, нам и повод-то не особо нужен, а тут - такое! Гуляем!
О том, что во время празднования наступления года приняты новогодние гадания, на которых можно и жениха нагадать, и будущее предсказать, и желание загадать - знают даже дети. Наиболее популярными на сегодня, безусловно, являются шуточные гадания на варениках с предсказаниями и пожеланиями. Но об этом позже. Кроме этого, существуют и другие новогодние традиции. Некоторые из них, как говорится, канули в лета, некоторые сохранились и по ныне, а некоторые «трансформировались», став более удобными и интересными.
В старину этот день назывался Васильевым днем, и имел решающее значение во всем последующем году. В Васильев день отмечался праздник земледелия, который был связан с будущим урожаем. Поэтому на него совершали обряд обсевания, так и появилось другое название праздника, а именно, «овсень» или «авсень». Данный обряд по-разному проводился в разных регионах. К примеру, в Туле дети по дому рассыпали яровую пшеницу, произнося при этом молитву о богатом урожае, потом хозяйка собирала и сохраняла её до времени сева. Что касается украинских обрядов, то они отличались особым весельем, обязательно с плясками и песнями.
Был и ещё один своеобразный обряд - новогоднее варение каши. В 2 часа ночи, старшая женщина в семье приносила из амбара крупу (как правило, гречневую), а старший мужчина - воду, набранную в колодце или речке. Ни крупу, ни воду нельзя было трогать, пока не истопится печь, - они должны были просто стоять на столе. После вся семья усаживалась за стол, а старшая женщина начинала размешивать в горшке кашу, произнося определённые ритуальные слова при этом. Затем все дружно вставали из-за стола, а хозяйка ставила в печь кашу, обязательно с поклоном.
Когда каша была готова, ее из печи доставали и внимательно рассматривали - своеобразные новогодние гадания. Если горшок просто был полным, а каша в нем - рассыпчатая и наваристая, это предрекало счастливый год и богатый урожай - такую кашу съедали поутру. Если же каша из горшка вылезала, или вообще трескался горшок - это хозяевам дома не сулило ничего хорошего, они ждали беды в этом году, а кашу тут же выбрасывали. Такие вот новогодние гадания - предсказывающие либо беды, либо процветание. И эти предсказания, действительно сбывались, что вовсе неудивительно, ведь в них верили всерьёз, как сказали бы современные психологи, программировали себя на тот или иной исход событий.
Но были и исключительно позитивные обряды, и новогодние традиции. Интересен, например, обряд, при котором ходили по домам, заходя в гости, чтобы угощаться яствами из свинины. В ночь на Васильев день гостей обязательно нужно было потчевать пирогами со свининой, запечёнными или варёными свиными ногами, любыми блюдами со свининой. Кроме этого на стол обязательно ставилась свиная голова. Причина такого новогоднего обряда заключалась в том, что Василия, кроме прочего, считали «свинятником» - то есть покровителем свиноводов и любителем продуктов из свинины. Люди верили в то, что если на столе будет довольно много свинины в эту ночь, животные будут в изобилии плодиться в хозяйстве, принося хозяевам хорошую прибыль. Такая вот позитивная примета, настраивающая на изобилие и экономическое процветание, в особенности для трудолюбивых и рачительных хозяев.
А вот новогодние традиции лепить и угощать на Старый Новый год варениками с сюрпризами появилась сравнительно недавно.
Точно никто не помнит, когда, где и по чьей «вине», она возникла, но традиция лепить новогодние вареники с удовольствием соблюдается повсеместно, где празднуется Старый Новый год. В некоторых регионах вареники с сюрпризами лепят практически в каждом доме. Собираются всей семьёй, приглашают друзей, лепят вареники с картошкой, с капустой, используя разные начинки для вареников и пряча в них всевозможные сюрпризы. А потом устраивают праздничное застолье и едят новогодние вареники, с нетерпением ожидая, какой и кому сюрприз попадётся.
Эти шуточные гадания особенно нравятся детям. Вареники с сюрпризами и предсказаниями приносят с собой даже на работу, чтобы развеселить коллег и знакомых. Сегодня уже не редкость, новогодние вареники с предсказаниями в свободной продаже. Такие вареники часто выпускают на пищевых предприятиях под Старый Новый год. Русский хлеб
Хлеб сегодня другой. Совсем другой. Не такой, как был еще даже лет 20 назад. И уж совершенно иной, каким его знали наши прапрадеды. Вместе с хлебом изменилось и отношение к нему. А вместе с ним и мир. Сегодня для нас не понятно, какая связь между хлебом и миром. Но еще каких-то лет 70 назад, где-нибудь на Севере России, вам это объяснил бы любой землепашец
Хлеб в представлении наших предков был царем русского стола, его краеугольным камнем. Материальным воплощением благодати Божией. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где его не выпекают, - лишенным внимания Всевышнего.
Отношение к хлебу на Руси было строго регламентировано. Тщательное следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни. Жизни без потрясений. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась личная доля человека. Сегодня в поиске жизненного баланса мы отправляемся на йогу, к психоаналитикам, на трейнинги вроде «Помоги себе сам», не осознавая, что нам достаточно просто изменить свое отношение к хлебу.
В ХХ столетии мы перестали выпекать хлеб дома, заменив его на общественный, промышленный. Это было немыслимо для наших предков, поскольку выпекание домашнего хлеба гарантировало благословение с выше. А воплощенная в буханке личная доля человека растворялась в общественной доле.
Кроме того, промышленные хлебопекарни не гарантировали соблюдение строгих регламентов и ритульных правил в выпекании хлеба, что несло свои опасности. Обществынный хлеб считался «сиротой», и его нелегкая судьба могла перенестись и на едока.
В начале XXI века промышленный, но все же русский по происхождению и рецептуре хлеб начинают вытеснять на нашем столе «чужаки» - лигурийская чиабатта, французский багет, нормандский бришь, пита, вестфальский пумперникель, кавказские лаваши. По качеству они нередко превосходят наши булки, но с точки зрения символизма это означает, что мы причащаемся уже к совсем чужой, инородной доле.
Появилась и другая напасть - хлебоборчество, вроде многочисленных антиуглеводных диет, которые изгоняют хлеб с нашего стола, а вместе с ним, согласно народным преданиям, и Божию благодать из дома.
Теперь самое время вернуться в прошлое, когда еще хлеб почитался и рассмотреть непреложные «хлебные правила
В народной культуре хлеб предстает бесценным Божьим даром, к которому следует относиться с особым уважением. Выбрасывать хлеб считается тяжелым, непростительным грехом. Будь это свой хлеб, промышленный или экзотический-заморский. Даже заплесневевший хлеб возбраняется выбрасывать, его следует скормить птицам.
Нельзя оставлять надкусанный кусок. Это грозит сиротством или вдовством, потерей силы, счастья - другими словами, доли. Кусок хлеба в данной ситуации становится носителем благополучной судьбы человека и определяет его будущий социальный статус.
Нельзя отрезать новый кусок, не доев первого.
Не стоит доедать кусок даже за родными людьми. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок - заберешь чужую силу. Или долю.
Не разрешается ломать хлеб - значит жизнь будет ломанная. Ломая хлеб, мы нарушаем правильное течение жизни.
Выпекание хлеба нужно было делать, благославляясь. Муку и квашю перед использованием крестили. В печь сажали со специальным приговором: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по хорошему». Ну, а перед тем, как приступить к нарезанию хлеба его трижды закрещивали ножом.
Хлеб почитался как святыня: над ним нельзя было смеятся. Самый невинный смех за столом могу обернуться, по народным преданиям, самыми суровыми неприятностями.
Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерь. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую» жизнь.
Хлеб никогда не клали верхней коркой вниз считалось издевательством, святотатством.
Хлеб могла выпекать только ритуально чистая стряпуха (не имевшая как-минимум сутки половой связи, не беременная, не во время регул).
У славян выпечка пища постоянно числилась благородным и великодушным занятием. Еще в «Домострое» описывались малые «хаты-пекарни», в которых хлебники готовили хлеб. Такие помещения колотили в большинстве деревень. Однако, в всякой семье владелица и без такого могла выпечь семейный хлеб для собственной родни.
В «Домострое» описываются все нужные познания, которыми обязан был обладать хлебные профессионалы. Среди остального, они обязаны были ведать насколько необходимо муки, как верно её бросать, как бить тесто, плясать его и, основное, верно выпечь.
В xi веке на Руси стали изготовлять кислый (сбродивший) хлеб, который приготовлялся из пеклеванный муки. Это был довольно трудозатратный процесс. Для этого требовался большущий эксперимент, знание и познание особенных заквасок. Рецепты их приготовления держались в требовательнейшем секрете. Они передавались старшими членами семей только младшему поколению.
Закваской считается дробь теста, которая осталась от предшествующей выпечки. Её употребляли для придания тесту рыхлости и подходящей кислотности. От свойства закваски зависели вкусовые характеристики пища. Именно потому её аккуратно сберегали, обсыпав пыткой, в холодных местах.
Процесс приготовления ржаного пища проходил в некоторое количество шагов. Для истока нужно было к закваске прибавить воду и муку и все это растворить. Таким образом приготовлялся «расчин». Он некое время бродил, опосля что из него готовили тесто. Кроме такового метода существовали и остальные, с использованием нескольких товаров. Некоторые из них дожили и до наших дней и, еще совершенно не так давно, применялось на хлебозаводах и пекарнях.
Технология изготовления ржаного пища формировалась на Руси профессиональными булочниками на протяжении почти всех веков. Сегодня такое неповторимое произведение не владеет аналогов в мире. Кроме ржаных хлебов наши предки еще обожали и хлеб, выпеченный из пшеничной муки. Некоторые такие изделия это: монастырские просфоры, ковриги калачи и различные пироги. Древнерусская коврига - представляет из себя большой хлеб с 3-мя или 4-мя углами. Калачи и пироги приготовлялись мастерами лишь по особенным праздничкам. Для них употребляли лишь топовую муку и наиболее аппетитные внутренности. Излюбленными были пища с медом и маком. На Руси почаще только изготавливали хлеб из муки с совершенным удалением отрубей. Такие изделия именовали «пища незапятнанное зело».
В средневековье на Руси, огромную дробь ремесленников сочиняли разные булочники, пряничники, саечники, блинники и остальные хлебные профессионалы. Славяне в особенности обожали быть пряники. В те эпохи их изготавливали чрезвычайно крупными - весом от 2 до 16 кг. Пряники были восхитительным даром на именины, женитьбу и остальные семейные пиршества. Несмотря на разные празднички, обыденный хлеб оставался неподменным для всякой славянской семьи. Он обязан был постоянно находиться на столе.
В xvi… Xvii веках был установлен особенный муниципальный контроль за качеством и стоимостями на хлеб. В 1626 году королевским указом «О хлебном и калачном весу» были зафиксированы цены на изделия из пшеничной и пеклеванный муки. Специальный хлебные приставы были должны нарушать городские улицы и надзирать выполнение требований правительства. В их повинности вступало испытывать цены на хлебную продукцию и свойство выпечки. Контролю подвергались все обитатели какие занимались созданием пища. Тех, кто был уличен в несоблюдении правительственного указа, наказывали штрафами. В случае неоднократных нарушений дело доходило и до плотских наказаний. Наиболее требовательные запросы к хлебобулочным изделиям и к булочникам были при Петре i. Но, все же, хлебных мастеров на Руси постоянно обожали и почитали. Их постоянно именовали по имени и фамилии и, никогда, не давали прозвищ.
В наши дни очень много пекарен и хлебозаводов производят тонны различных хлебобулочных изделий, обеспечивая нас ценным продуктом. Но и в данный момент в особенности ценится аппетитная семейная выпечка.