Годъ Лошадi
Вот и встречаем мы год Лошади, или, как говаривали в недавнюю старину, «Годъ Лошадi по циклическому календарю». Уже в нашем веке учёные установили, что циклический календарь изобрели древние русичи, а японцы через некоторое время лишь позаимствовали это изобретение.
Да и могло ли быть иначе, если во все века жизнь русской деревни подчинялась цикличности: зима-весна-сенокос, жена-соседка-сеновал, три товарища-магазин-околица…
Годъ Лошадi - главный праздник на Руси. Когда он наступал раз в двенадцать лет, его символу оказывали особое почтение. Весь этот год подвыпившие крестьяне били своих норовистых кобыл не как обычно - оглоблей, а уважительно - дрыном из ограды. В случае неурожая крестьяне затаскивали лошадей на крыши изб, где они могли прокормиться свежепокрытой соломой. Кстати, отсюда пошла традиция ставить на крышах деревянных коньков. Вообще лошадей в этот год берегли: женщины из селений собирались в табуны на околице и останавливали всех коней на скаку, чтобы те не утомились. А со всадниками на руках входили в горящие избы.
Мужики в годъ Лошадi особенно любили ходить в ночное, чтобы подглядывать за купающимися лошадьми и девками (а то в дневном за такое могли и накостылять). Именно эта традиция подсказала
Годъ Лошадi нашёл отражение в изобразительном искусстве. Достаточно вспомнить созданные именно в этот год бессмертные полотна Петрова-Водкина «Купание бело-красно-синего коня», М. Горбачёва «Купание Бориса Николаевича Ельцина», Б. Ельцина «Купание Коржакова», а также конные статуи Юрия Долгорукого (в первоисточнике - Долгогривого) и Медного всадника.
Любовь к году Лошадi органично перешла в нашу культуру. Достаточно посмотреть, как скачет по сцене певец Газманов, как перетянут сбруей певец Расторгуев… Либо просто поглядеть на одну известную певицу или на другую телеведущую, чтобы убедиться в этом.
Итак, годъ Лошадi мчится, ржёт. И главное для россиян в этот год - не отбросить копыта. Ведь, по выражению Маяковского, все мы немножко лошади. А овёс-то нынче недёшев!