.
Немного о содержании пьесы:
«Дело происходит в аду. Сартровский ад, впрочем, совсем не похож на христианский: здание с бесконечным рядом камер для пыток, ни чертей, ни раскаленных сковородок, ни прочих ужасов. Каждая из комнат - всего-навсего банальный гостиничный номер с бронзовыми подсвечниками на камине и тремя разноцветными диванчиками по стенкам. Правда, он все-таки несколько переоборудован: нигде не заметно зеркал, окон тоже нет, дверь наглухо закрыта извне, звонок к коридорному не звонит, а электрический свет не гасится ни днем, ни ночью. Да и невозможно установить, какое сейчас время суток - в загробном мире время остановилось. Грешники обречены ни на минуту не смыкать глаз на веки вечные и за неимением зеркал искать свой облик в зрачках соседей - ВОТ И ВСЁ уготованное им наказание, пытка бодрствованием, созерцанием друг друга, бессонницей, неусыпной мыслью…
…Журналист Гарсэн, богачка Эстель и почтовая служащая Инэс попадают после смерти в это закрытое помещение - Ад. При жизни Гарсэн жестоко обращался со своей женой и в решающих ситуациях вёл себя, как трус; лесбиянка-интеллектуалка Инес отбила у своего кузена его подругу, - тот покончил собой, бросившись под поезд, а девушка с отчаянья отравила газом себя и Инэс; обольстительная Эстель убила своего ребёнка и довела до смерти возлюбленного. Все трое сознают, что находятся в Аду, и готовятся к худшему, но ожидаемые ими пытки и физические страдания не ощутимы, - только лёгкая жара. Каждый пытается выведать у других, за что они здесь оказались, при этом старается скрыть правду о себе. Очень скоро герои начинают понимать, что адские мучения как раз и заключаются в этой взаимной лжи. Они не могут ни уйти друг от друга, ни убить друг друга, так как уже мертвы. И эта «пытка ближним» будет длиться вечно" ©.
.
ЖАН-ПОЛЬ САРТР:
- «Так вот он какой, ад! Никогда бы не подумал…
Помните: сера, решетки, жаровня… Чепуха все это.
На кой черт жаровня: АД - ЭТО ДРУГИЕ!».
- «Не терплю, когда от меня чего-то ждут.
У меня сразу же появляется желание сделать все наоборот»
- «Только поступки определяют цену наших желаний»
- «Откройте! Откройте! Я согласен на все, на испанский
сапог, клещи, расплавленный свинец, тиски, удавку - на все,
что жжет и дерет, я хочу мучиться по-настоящему.
Пусть лучше побои, кнут, оспа, чем эта умственная пытка,
этот призрак страдания, который ласково касается тебя
и никогда не делает по-настоящему больно.
- «И н э с:. Это ты принесешь мне зло. Ну и пусть.
Если все равно надо страдать, то пусть ты будешь причиной.
Садись. Ближе. Еще ближе. Посмотри мне в глаза: ты видишь себя?
Э с т е л ь:. Я совсем маленькая. Еле себя вижу.
И н э с:. Тебя вижу я. Всю целиком. Задавай мне вопросы.
Я буду вернее любого зеркала.»
" " "
И это самое страшное, что может ждать нас в аду - не ужасы сковородок и котлов, а пытка общением с Другими, не похожими на нас. То же самое и в жизни: более жестокими являются страдания не от физической боли, а от того, что мы разные и часто совсем не желаем понимать друг друга. мы мучаемся от того, что нам приходится общаться друг с другом, как с глухо-немыми, ибо Другие также считают себя правыми в споре, как и мы - себя! Мы страдаем от того, что пытаемся быть друг для друга судьями, а зачастую и палачами. И эта мука почище адской!..
Ад, ребята, он не где-то в ужасной Преисподней!
АД - В НАС САМИХ!!!
- иz -