После просмотра этого эпизода в записи я с удивлением обнаружил, что не уловил в нём самого главного. Александра Красногородская, ведущая радио РСН Доренко, встаёт и начинает буквально зачитывать первый вопрос, который ей, как и многим другим представителям федеральных либеральных СМИ, поручено было задать Путину - о «законе Димы Яковлева». Выполнив свою обязанность перед редакцией, она вдруг переходит ко второму вопросу, который - и это видно по вдруг появившемуся сильному волнению - был именно её личным вопросом. То есть, видимо, Александра сознательно пошла на хитрый ход - под предлогом того, что она задаст заказной вопрос, она получила шанс спросить о нечто таком, что её чрезвычайно волновало и зрело у неё давным-давно. Уверен, последствия второго вопроса она прекрасно понимала. Поэтому это смело можно назвать игрой ва-банк.
И оно того стоило. Впервые на всю страну прозвучал вопрос, который десятилетиями зрел в людях и уже давно перезрел: до каких пор русский народ будут обливать грязью «всякие сванидзе, доренки и познеры»? Подчёркиваю - впервые! И первая реакция Президента - это эмоциональное «добрались наконец-то до них» - совершенно чётко показала, что лидер нации прекрасно понимает назревшую проблему и готов к её решению.
Здесь возникает следующая коллизия. Александра была на РСН не рядовым корреспондентом или редактором, а одной из ведущей программ, в том числе - внимание! - соведущей самого Доренко. Мне не знакома внутренняя кухня РСН (чему я очень рад), но даже один список эфиров Красногородской с Доренко говорит о том, что руководство канала принимало Алекандру за своего человека. И конечно, вполне логично заподозрить в её поступке заранее запланированную провокацию с подачи Доренко, любителя подлых шуточек. Возможно, это итак. Но первое, что приходит в голову в ответ на такой вопрос самому себе - это взволнованный голос Александры при озвучивании заветной фразы «всякие сванидзе, доренки и познеры». Так не провоцируют. Провоцируют вальяжно и вызывающе. А тут слышен трепет, звон души, сильное внутреннее переживание. Второй момент - всё-таки даже для Доренко такого рода фокусы слишком большая роскошь, не по плечу. И дело не в том, что провокация против Путина (к этому ему как раз не привыкать), а в том, что это провокация против своего же круга. Сказать «всякие сванидзе и познеры» - значит получить «чёрную метку» от всех центральных СМИ, от тех людей, кто их контролирует.
Ну и наконец, сам комментарий Александры относительно того, был ли этот её поступок троллингом.
«Мы обратились к Александре Красногородской за комментарием.
- Ваш вопрос был согласованным с Сергеем Доренко троллингом?
- Нет. Я спросила ровно то, что спросила. Возможно, сбивчиво говорила - очень волновалась. Я точно знала, на что шла.
- Вы пренебрегли корпоративной этикой и фактически восстали против своего главного редактора?
- Я не восстала против главного редактора. Я не называла конкретных людей с именами и фамилиями, в моём вопросе присутствовали фамилии, которые в данном контексте были нарицательными. Всё равно как «евсюковы» или «виноградовы». Они характеризуют явление. И это явление не либеральная точка зрения на происходящее, а сплошное смешивание истории, культуры, традиций и веры (Путин назвал это духовными скрепами) с грязью. Позиция абсолютного негативизма. Критиковать власть и унижать русскость - разные вещи. Мои родители живут в небольшом посёлке. Там другие ценности и другие новости. Там все искренне поддерживают Путина…
За отстаивание своих ценностей Александра уже поплатилась: Сергей Доренко с нецензурной бранью вышвырнул её из редакции РСН. В электронных СМИ действует жесточайшая антироссийская, антиправославная цензура. Правят бал тройки воинствующих безбожников вроде названных «всяких». Всех, кто противится «радиоактивному заражению», беспощадно изгоняют".
Другие ценности… Это ключевые слова Александры выдают в ней не просто балаболку из журфака, а человека, который задумался о главном в нынешней социально-политической ситуации - об отличии ценностей нынешних центральных СМИ (влиятельной её части) и всей остальной России. Это отличие ценностей предателей и русофобов от ценностей русского мира. Это противопоставление Власова и Михаила Ефремова. И здесь нет никакого преувеличения, но только правда, доведённая до своего предела.
Теперь смотрите, какая вырисовывается история. Абсолютно реалистичная из жизни журналистского сообщества. В современных СМИ действительно существует жесточайшая либерально-компрадорская цензура - надо ли это кому-то доказывать? Она негласная, она ментальная и финансовая. Выражается она в тотальном подчинении всех редакторов, корреспондентов, журналистов и экспертов либерально-компрадорской точки зрения на любое событие. В ней есть определённый люфт, определённый плюрализм: журналист может быть чуть менее либеральным, чуть более левым, даже псевдонационалистом, но главное при всём при этом - он должен постоянно обливать грязью Россию, высмеивать её нынешнее состояние, прошлое и будуще, он должен ненавидеть Родину. Ненависть к России и всему русскому - это пропуск не только в оголтелые либеральные СМИ, но и во все центральные. Собственно, тренд этой ненависти и задают «всякие сванидзе, доренки и познеры». Но не только они, далеко не только. Масса редакторов в московских редакциях действуют ровно по этому принципу и поступают куда более откровенно в личном общении в своём кругу. (Об одном из таких случаев со мной как-то потом расскажу.)
Однако многие работники СМИ внутренне не согласны с такой цензурой. Внешне подчиняясь правилам игры, они, безусловно, ненавидят её - они ненавидят ненавидящих Россию. Но подчиняются и внешне мирятся - иначе лишатся работы, а выпускников журфака и начинающих «сванидз», голодных и жадных до денег и славы, в Москве становится больше год от года. Эта ненависть зреет давно, но все эти ходы её забивали далеко в глубь, на такой уровень, о котором мало кто даже подозревает в остальном народе. Но после 2004 года и серьёзного удара по олигархическим СМИ в журналистском сообществе появилось и потихоньку-потихоньку, очень несильно, но верно стало стало усилятся течение, враждебное компрадорству. Речь о центральных федеральных СМИ, а не о маргинальном сегменте газеты «Завтра». Произошло какое-то глубинное смещение внутри этой структуры, стали появляться отдельные программы и даже каналы (та же «Звезда», «Россия 24», «RT» и Симоньян, Леонтьев), в которых не зазорно стало озвучить некомпрадорские мысли. В которых вдруг начали не только обливать Россию и русский народ грязью, но защищать его, рассказывать о нём хорошее. Уже тогда глубокое несогласие многих работников СМИ с компрадорской цензурой стало выходить наружу. Уже тогда пошёл процесс подготовки к национализации медиа-сообщества.
Сейчас же - спустя почти десять лет и после определённой вспомогательной работы - этот процесс набрал такую силу, что девочка, непосредственно подчинявшаяся одной из компрадорских морд, переживающая начало своей карьеры, вдруг решила высказать в лицо своё несогласие с постоянным потоком лжи и ненависти на свою Родину. Уверен, этот вопрос войдёт в историю, в нём озвучено требование миллионов.
В то же время он позволил многим другим работникам медиа сделать очередной и очень большой шаг к внутреннему освобождению и обретению самих себя, дал сигнал, что вскоре можно будет «мочить». Ведь вы вдумайтесь, если эта картина верна и Александра не провокатор, то получается, что она, работавшая ведущей на радио, осуществившая наверняка свою мечту детства, вынуждена был думать одно, а в эфире говорить совершенно другое, поддакивать «всяким доренко» и поливать грязью «рашку», Она как личность раздваивалась каждый день, каждый час, в каждом слове. И так работают многие из тех, кого мы называем - и правильно делаем - журналюгами. Они шли и до сих пор идут на компромисс - грязный, отвратный и опустошающий души.
Говорят, Александру Красногородцеву ожидаемо уволили из РСН. Что характерно, сообщение об этом факте на сайте «Газеты. ру» удалён. Нормальный приём для неполживых СМИ. Сама она у себя на странице не объясняет ничего, только отвечает «спасибо!» на слова благодарности за фразу про «всяких сванидзе, доренко и познеров». И понять её можно: что здесь объяснять? всем всё понятно.
А что же Президент? Он совершенно правильно поступил, что не ответил прямиком на категоричную формулировку и ушёл от прямого столкновения с компрадорскими медиа. Однако, как мне уже довелось заметить, Путин промолчал единственно по той причине, что он прекрасно знает: в следующий раз при встрече с журналистами состав сменится существоо, и откровенных компрадоров там попросу не будет. В этом и будет ответ Путина, когда всем станет ясно, что вопрос Александры был судьбоносным. В 2013 году должен начаться активный процесс национализации СМИ, но не только в юридическом смысле (они итак официально принадлежат в большинстве своём госмонополиям), а в идейном и кадровом. Такое обновление созрело как никогда, и все предпосылки к этому наблюдаются - как в самом сообществе, так и во власти. А уж народ-то точно поддержит.
Ибо успел на своей шкуре понять: в современном мире реально не то, что произошло, а то, что показали.