А помните, дорогие друзья, когда в СМИ стали появляться первые разоблачительные и притом официозные новости о коррупции в больших кабинетах - сомневающиеся граждане по привычке махнули рукой. «Ерунда и кампанейщина: накажут одного-двух из „мелочёвки“, и все останется по-прежнему…» Конечно же, помните: и месяца не прошло.
Правильно граждане реагировали, кстати. Мы сто раз уже были свидетелями пиар-кампашек на эту тему и слышали байки про «сто чемоданов компромата» и «грядущие посадки»… Чем заканчивались эти бодрые обещания, мы тоже помним.
А теперь - о том, что мне подсказывает: нынешняя волна антикоррупционных скандалов качественно отличается от всего того, что мы видели до сих пор.
Во-первых, назвать министра обороны, а также больших «перцев» из Минрегиона и Российских Космических Систем «мелочёвкой» как-то язык не поворачивается.
Во-вторых, только-только мы переварили информацию о хищениях в этих структурах, как на очереди новый клиент - бывшая министр сельского хозяйства Елена Скрынник. О похождениях этой удивительной женщины госканал Россия-1 показал намедни нелицеприятный телесюжет. Правда, Елена Борисовна тут же опровергла все озвученные факты о коррупции в ее бывшем ведомстве, но сделала это из безопасного зарубежного далека, откуда она не желает возвращаться, чтобы не стать «жертвой судебного произвола». И это хорошо, товарищи, что экс-министр с предполагаемой уголовкой боится вернуться на Родину. Это значит, что она в серьёзность происходящего - верит.
В-третьих, и это придает особую пикантность развернувшимся событиям - бросается в глаза близость упомянутых персонажей к первому лицу государства. А ведь, помнится, люди осведомлённые не раз намекали, что президент наш очень щепетилен в работе с кадрами и «своих не сдаёт» ну никогда-ниприкогда. Что бы те не вытворяли. Помните схемы «кооператив озеро шагает по стране» в оппозиционно-гламурных журналах? Вот именно.
Что произошло - версий множество. От «свои-своими, но если уровень воровства и продажности начинает выходить за рамки приличий, он угрожает не только экономике, но всей системе безопасности страны» до «заранее ищутся стрелочники перед большим кризисным обвалом». Лично мне симпатичнее всего версия с налётом магизма: этого ждал народ, об этом грезила «красная» часть населения - слова «чистка» и «новый 37-й год» так часто повторялись гражданами как нечто желаемое, что потихоньку достигли той концентрации, за которой слово материализуется в дело.
…Нет, конечно. Мы не звери и не желаем крови ближних наших. И понимаем, что в наше время невозможны ночные обыски и «воронки» у вельможных подъездов. Но так уж сложилось в родном государстве, что зажравшиеся персонажи понимают у нас только язык страха. И сегодня пора вспомнить краткий курс этого языкознания.
В итоге потихоньку, полегоньку, с тяжелым скрипом от долгого бездействия, но в стране начинает приходить в действие могучий репрессивный аппарат, которого как огня боялись чиновники в 30−50-е годы, и на который они чихать хотели во времена позднего СССР, а особенно после его развала.
Скептики по инерции называет это «кампанией», однако у этой «кампании» уже появились первые обнадёживающие результаты. Дело в том, что у нас очень моноцентричное государство, поэтому регионы всегда ждут сигнала или отмашки, но при этом там чутко секут, насколько серьёзный подаётся сигнал. И вот тут возникает очень тонкий момент: если регионы верят в серьёзность намерений Центра, они живенько подключаются к процессу. Если не верят, то начинают по старинке демонстрировать ИБД.
Я специально проанализировал новостной поток за последнюю пару дней и пришёл к любопытным выводам. Во-первых, новостей с ключевыми словами «взятка», «коррупция», «арест», и «приговор» в медийном пространстве стало на порядок больше. Во-вторых, потрясает география - практически во всех уголках страны зашевелились органы и прокуратура. Надо думать, там ведь тоже живут наблюдательные люди, у которых полно информации и пока не полностью атрофировалось чувство эпохи.
Потому и неудивительно, что в один отдельно взятый день приходит не только новость об аресте начальника департамента управления имущества Москвы за взятку в 200 с лишним тысяч долларов, но и масса других любопытных сообщений:
- На Камчатке открыто уголовное дело против местных министров-взяточников.
- Возбуждено дело против двух крупных налоговиков из Новосибирска.
- В Кемерово арестован заместитель начальника ГИБДД.
- В Уфе проходит суд над чиновником из Минземимущества Башкирии.
- Экс-министр сельского хозяйства Пензенской области Марат Фаизов осужден на 7,5 лет за взятки.
- В Новгороде осудили за взятку двух сотрудников ГИБДД.
- В Воронеже задержан инспектор пожарной охраны за взятку.
- Бывшему главе администрации Ставрополя Игорю Бестужему, обвиняемому в попытке получить взятку в 50 миллионов рублей, предъявлено окончательное обвинение.
- Завершено расследование уголовного дела главы администрации МО «Рахьинское городское поселение» (Ленинградская область) Александра Саморукова, которому предъявлено обвинение в получении взятки в 600 тысяч долларов.
- Суд Центрального района Читы арестовал бывшего заместителя начальника УГИБДД по Забайкальскому краю Александра Федорова, подозреваемого во взяточничестве,
- В Орловской области полиция задержала за получение взятки главу администрации Городищенского сельского поселения Урицкого района.
На этом фоне даже как-то неловко упоминать о пойманных на взятке преподавателях, врачах и простых управдомах - их в новостном потоке тоже хватает с лишком. Краткосрочная «кампания», говорите? Боюсь, что регионы всерьёз поверили в посланный сверху сигнал, и так просто их уже не остановить. А значит, жить становится веселее.
И ещё. Это в мирное время обывателю кажется, будто на казнокрадов и взяточников из больших кабинетов нет управы. На самом деле иногда - становится наоборот. В те периоды, когда руководство страны проявляет волю - как раз именно чиновники, несмотря на их наглость и аппетиты, являются самыми уязвимыми.