Акбар Мухаммад Саид

Сон… Что это такое? Много ли мы знаем о нём? И что он значит для человека? Для чего он нам? Почему мы видим их? Почему они такие разные? Почему порой яркие и красочные, а в другой раз вязкие и страшные? Может взрослые и знали ответ, но я в детстве гадал и ломал голову над этим вопросом… Так много и по долгу, что уставал физически…
Во сне я летал, даже став уже взрослым мужчиной. Но и тогда я задавал себе много вопросов, глядя на себя спящего, как бы со стороны, сверху… А когда у меня родились дети, мне было интересно наблюдать за моими мальчишками, когда они наконец - то засыпали, но прежде два этих сорванца переворачивали всю квартиру, и, трогая - роняли всё что им попадалось на пути… А потом они спали… Спали и видели сны… Какими они были? Что им снилось?
Моё детство пришлось на счастливый период расцвета СССР. Где только я ни был, куда только меня не возили мои Родители! Довелось увидеть не мало… Но и в тех поездках на машине или поезде, и даже на борту самолётов, я всегда мог заснуть очень быстро, если у меня в этот день было какое - то радостное событие в жизни… Это был мой таинственный мирок, куда я частенько сбегал и мечтал… Но в те моменты, когда я получал нагоняй от Мамы или Папы за очередную шалость, я пользовался этим же методом побега: сном…
Был у нас дальний родственник, который жил в небольшом городке Ордженикидзеабад… Сейчас его переименовали в город Вахдат… К нему мы частенько ездили с подругами детства моей Мамы, которые как бы стали нам родными и близкими… Вот с этими тётями я ездил к дедушке с бабушкой, которых очень любил… Они небыли родными мне по крови, но были очень близкими, и я не мог думать о них, как о чужих… Со мной в тех поездках всегда были мои столярные инструменты… Этот мешочек был для меня очень дорог… Ни кому я его не доверял… Дедушка всегда помогал мне столярничать, а порой и давал ценные советы… Ни разу он не усомнился во мне и в моих мастерских способностях, хоть мне и было всего то 10 -11лет, и всегда поддерживал меня, а это укрепляло моё мнение о том, что я становлюсь Мастером!!!
Прямо во дворе был сооружен хлев, в котором жили бычок и два барана… Бычок был статный! Красивый и сильный! Я частенько его подкармливал дикими яблоками, которые собирал на берегу реки «Кафирниган»… А барашки у дедушки были необыкновенные: когда их выводили рано поутру пастись к реке, то ровно в 12. 00 они возвращались, и отрывали дверь в дом, тыкаясь мордочками… Я в начале не верил в то, что это стало закономерностью для дедушкиных баранов, но когда в течении недели они каждый раз возвращались домой к 12 часам, поверить в это Чудо пришлось…
Реку можно было увидеть через щель в заборе дедушки… Там, на берегу, я частенько собирал дикорастущие растения, о сборе которых меня просила бабушка… Чаще это была мята… Их было два вида: дикая, она была покрыта как бы паутинкой, и казалась матовой, и садовая, которая была ярче и пахучее… Из неё бабушка делала нам пирожки, добавляя в мяту мелко нарезанный репчатый лук и специи… Это было очень вкусно!!! А ещё мяту сушили и заваривали как чай… В летнюю жару не было ничего вкуснее и полезнее такого холодного мятного чая, который она заваривала в кастрюле, и остужала под водой из крана… Можно было прибежать с улицы, и вдоволь напиться этого мятного и прохладительного напитка…
Однажды, дедушка мне пожаловался на то, что у них нет низкого стола, за которым можно было бы кушать сидя на топчане, который стоял во дворе, и на котором мы и спали… Это было для меня сингалом к действиям… В кладовке я нашел большой лист 5 мм фанеры, распилил его по размеру стандартного стола в гостиной дедушки, из брусков сделал ножки, которые отстругал рубанком, а царги стола, это нижняя часть, на что и крепятся ножки, были сделаны из старых половых досок… Дедушка от удивления покачивал головой и прикусив губу, молча наблюдал за мной, а временами и выполнял роль подмастерья… Потом он принёс банку желтой краски из кладовки, чем мы и покрыли в последствии готовый и новенький стол… Бабушка наблюдала за всеми нашими действиями со стороны и улыбалась… А потом заплакала… У них не было детей… Вернее был, один сын… Не задолго до свадьбы с тётей, с той, с которой я приехал к ним в гости, он погиб в автокатастрофе… Шарофат, так звали мою тётю и несостоявшуюся невесту, все эти годы помогала старикам и навещала их… Они считали её и дочерью, и своей невесткой… А она осталась им преданной… До самой их смерти…
С Шарофат мы бывали не только в Ордженикидзеабаде… Она была родом из Ленинабада, сегодняшний Ходжент, и почти каждый год «уводила» меня от Мамы… Очень я её Любил… Она же, просто зацеловывала меня, а порой и кусала, что вызывало моё возмущении, и непонятные ощущения с вопросами, почему же Шарофат меня кусает, если любит?
Когда она училась в Душанбинском техникуме торговли, и жила у нас дома, мы спали с ней рядом… Лучшие кусочки мяса и курицы, рыбы и всяких деликатесов, которыми нас баловал Папа, я прятал для неё… Мы всегда спали в обнимку, и она была мне почти как Мама… Порой, именно ей я рассказывал самые мои сокровенные тайны…
Бабушка умерла… Она ушла тихо и незаметно, как и жила… А дом после неё опустел… Дедушка зачах… Глядя на него, мне казалось, что я слышу его «волчий вой», издающий его опустевшей и израненной от потери Душой… Было решено продать дом, и перевезти его поближе к родственникам в Ходжент… Так и сделали…
В Ходженте, я знал каждую улочку, переулок, потайные переходы между улицами - тангкуча, так как моё детство прошло там… С дедушкой мы гуляли по городу и рынку так же, как и в Ордженикидзеабаде… Он и тут нашел себе друзей и приятелей… Но от тоски своей, он не мог сбежать… Частенько я ловил его пустой взгляд в никуда… А когда мы просыпались в огромном саду на топчане, который стоял под старинной айвой, первым делом я смотрел на дедушку… Он спал, но его сон был не таким безмятежным, как у него дома, когда мы приезжали к нему в гости… Проснувшись, он озирался и не мог понять где находится… А когда приходило осознание его ОДИНОЧЕСТВА, голова его опускалась в смирении и неизбежности на грудь…
Однажды утром дедушка не проснулся… Он умер тихо во сне, так как не мог смириться с пустотой и Одиночеством в своей Душе… Было решено отвезти его в «МОРГ», так как многие родственники не успевали на похороны… А по нашим традициям, Мусульман хоронят в день смерти… Хорошо, что меня не было рядом в тот момент, когда дедушки не стало… Я не знаю, что было бы со мной в тот момент, окажись я рядом с его бездыханным телом… Мы были очень дружны, и, как он мне однажды сам и сказал, я был для него той ниточкой, которая его удерживала его на этом свете… Эта нить оборвалась тогда, когда я вернулся домой в Душанбе…
В течении нескольких часов огромный старинный двор дома, где родилась и выросла моя тётя Шарофат, был полон теми родственниками, которые жили неподалёку… В такие дни Горя, создаётся Совет Старейшин и Глав Рода, и обсуждается тема похорон, поминок, соблюдения наших традиций, бытовые проблемы, которые всегда сопровождают поминки, поиск поваров и чайханщиков, обсуждались покупки продуктов и фруктов с овощами, которые нужны будут для поминок через три дня… У мусульман три дня вообще не готовят в доме умершего человека… В эти дни лишь родственники и соседи приносят им еду и питьё… Как можно думать о еде и питье, если в доме такое горе… Это дань Уважения усопшему…
Странная штука сон… Я до сих пор разбираюсь в себе и в тех снах, которые вижу… Это временная смерть, которая в отличии от обычной, имеет бонус: пробуждение…
Однажды мне довелось петь на свадьбе в районе цемзавода в Душанбе… Пока ребята устанавливали аппаратуру и настраивали инструменты, я разговорился с хозяином дома, где этим вечером я должен был выступать на свадьбе его дочери… Именно выступать, а не просто петь… Дело в том, что с моей группой мы устраивали ночные шоу… У нас были две танцовщицы, которые за один вечер меняли до 5−6 концертных костюмов, и показывали публике танцы народов мира… Световое оборудование по тем временам у нас была лучшим… Даже лазерная графика и стробоскопические вспышки были в арсенале нашего музыкального коллектива… Отец невесты рассказал мне о страшной истории произошедшей у них в массиве:
Молодая и здоровая девушка легла ночью спать, и… умерла… Её тут же похоронили по мусульманским обычаям… Ночью мать той несчастной девушки увидела сон, что дочь её жива в могиле и зовёт её, просит и умоляет побыстрее выкопать из тёмной и сырой могилы… Утром, заплаканная, и почти обезумевшая мать добилась того, чтобы свежую могилу дочери вскрыли… На свет выглянула совершенно седая и обезумевшая от страха девушка, которая ни кого не узнавала…
Приготовления к похоронам дедушки были в разгаре… Почти все распоряжения были отданы и часть даже выполнена… Оставалось дождаться родственников, которые должны были приехать с минуты на минуту… Народ толпился у ворот дома, в переулке, да и в самом доме тоже… Все тихо перешептывались меж собой… Старики сидели особняком, и рассказывали молодым, о том, каким был в юности дедушка… Вдруг, дикий вой и крики потрясли домочадцев!!! Было такое ощущение, что началась война!!! Крик не прекращался ни на мгновение!!! Он нарастал и как бы приближался к дому!!! Каково же было удивление народа и родственников, когда они увидели входящим в дом… дедушку… ЖИВОГО ДЕДУШКУ!!!
Значит, связующая нить не была ещё оборвана, значит, не была ещё допета его песнь Жизни, значит, что - то, или кто - то ещё держал его на земле…
P. S. Через год после этих странных событий я приехал в Ходжент, и встретился с дедушкой… Странно, но он был уже каким - то отрешенным… Пустота было во взгляде его… Отрешённость и холод, хоть и поначалу он меня узнал и прижал к себе… Но в его объятиях я почувствовал какой - то дикий страх, которому я не могу найти объяснения до сих пор… Его летаргический сон в «МОРГе» длился сутки, а теперь же в нём чувствовалось дыхание вечного покоя и холода… Он прожил ещё несколько лет, которые, как нам показалось, тяготили его… Он жаждал покой, и вскоре нашёл врата своей Тишины и Покоя, открывшиеся ему и пригласившие в Царствие своё…

Copyright: Акбар Мухаммад Саид, 2012
Свидетельство о публикации 21 210 270 969