ДОБРЫЕ ДЕЛА
Чужую боль не облегчив,
Напрасно прожил жизнь.
Чужой утраты не смягчив,
Напрасно прожил жизнь.
Лишь тот, кто людям помагал,
Не зря пришел в наш мир.
Кто слабым руку подавал,
Не зря пришел в наш мир.
Эмили Дикинсон
По вторникам мы устраивали день добрых дел. Когда мне в голову впервые пришла эта идея, мои маленькие дочурки с энтузиазмом поддержали ее, так родилась целая традиция. Мы никогда ничего не планировали заранее, просто ставили себе цель сделать доброе дело. Нам казалось, что возможность для этого всегда найдется.
В тот вторник мы по традиции отправились в город. Мне в голову не приходило решительно ни одной идеи, поэтому мы просто ехали по дороге и болтали. В какой-то момент обе мои девчушки проголодались и стали проситься в «Макдоналдс».
- «Макдоналдс», «Макдоналдс», - доносился до меня их хор с заднего сиденья.
Я развернулась и стала выбирать удобный поворот к закусочной, когда заметила, что вдоль дороги стоит множество плохо одетых людей. Они протягивали руки, надеясь на милостыню. Это дало мне идею. Почему бы просто не накормить голодных?
В «Макдоналдсс» я заказала два обеда для дочерей и еще пятнадцать завтраков для того, чтобы поделиться с бедными на дороге. Я предложила проехать вдоль обочины, останавливаясь возле каждого несчастного, чтобы раздать завтраки. Сначала мы каждому скажем доброе словцо, подадим мелочь, а затем вдруг вытащим пакет с едой.
- Кстати, вот ваш завтрак, - скажем мы.
После этого предполагалось сразу же отъезжать, чтобы не смущать несчастных и дать им возможность перекусить.
Так мы и договорились. Раздача завтраков не заняла много времени: каждый раз, отъезжая, мы видели в зеркале заднего вида, как изумлены те, кому досталась горячая еда в придачу к монетке. Нам было очень приятно. Девочки щебетали, что приятно делать добрые дела, а я наслаждалась их болтовней.
И вот подошла очередь последнего пакета с гамбургерами. Я остановилась возле бедно одетой женщины и протянула ей деньги и еду. Сразу после этого я развернулась, потому что наш дом был в другой стороне, но, на нашу беду, загорелся красный, и мне пришлось затормозить. Получилось так, что машина застыла как раз возле удивленной женщины, получившей пакетик с буквой «М». Я очень смутилась, потому что не хотела заставлять ее благодарить нас за завтрак. Женщина приблизилась. Мне пришлось опустить окно, чтобы расслышать то, что она говорит.
- Никто и никогда не делал для меня ничего подобного, - потрясенно пробормотала она.
- Я рада, что мы додумались так поступить, - ответила я. Поскольку зеленый все не загорался, а женщина по-прежнему стояла рядом, я продолжила: - Не смущайтесь, ешьте свой завтрак.
Она чуть нахмурилась:
- О нет, милая! Я не стану есть его. - Прежде чем я вспыхнула от стыда, женщина добавила: - Я отнесу его дочери. Она совсем маленькая и давно мечтает о «Макдоналдсе». Но у меня не хватает денег, чтобы сводить ее туда. Дочка будет счастлива, можете мне поверить. Вы не представляете, какой потрясающий подарок мне сделали!
Не знаю, видели ли дети слезы на моих глазах. Столько раз я задумывалась, нужны ли кому-то наши добрые дела и так ли они важны. Глядя в счастливые глаза женщины, стоявшей возле машины, я вспомнила слова матери Терезы: «Не пытайтесь осчастливить мир. Осчастливьте хотя бы одного человека».