После расстрела 9 января 1905-го года рабочей демонстрации, которая шла к царю, по Санкт-Петербургу поползли нехорошие разговоры о царе, и в правительстве России поняли, что царю необходимо как-то объяснить своё поведение в этот день, когда его даже в Петербурге не было.
Николаю II был представлен доклад о том что ему лично необходимо сказать слова для успокоения рабочих, показать им что царь не только строг, но и справедлив. Делегацию рабочих было предложено принять в Царском Селе. Царь согласился.
19-го января состоялась эта встреча. Сначала царь зачитал написанный генерал-губернатором Треповым текст, затем состоялась беседа царя с рабочими (34 человека, по 1−2 от более-менее крупных предприятий).
Царь зачитал что прискорбные события с неизбежными последствиями произошли из-за того, что рабочие позволили вовлечь себя в заблуждения врагам родины. Эти враги пригласили идти подавать прошение о нуждах рабочих, в то время как идёт война и надо работать, а не думать о себе. Власти были вынуждены пресечь это мятежное сборище силой, чтобы такой бунт не перекинулся на других. Также царь сказал, что он знает о нуждах рабочих, но их нужно терпеть. И что ходить к нему мятежной толпой — преступление. А вот сам царь заботится о рабочих, и поэтому прощает им их вину.
В беседе делегаты высказали свои пожелания об улучшении положения рабочих. На просьбу увеличить оплату труда царь ответил, что рабочим самим надо договариваться с промышленниками, которым царь приказать не может. На просьбу о сокращении рабочего дня царь категорически возразил в том смысле, что он сам много работает, а если рабочим сократить рабочий день, то рабочие начнут заниматься политикой, а царь этого терпеть не хочет. Задача рабочих — работать.
На следующий день в петербургских газетах был описан приём царём рабочих, которые остались этой встречей довольны и счастливы.