«Наибольшее восхищение у туриста вызовет музей драгоценностей (Алмазный фонд). В экспозиции представлено огромное количество необычайных по своей красоте драгоценных камней. Здесь же можно увидеть Павлиний трон персидских шахов…»
(из современного путеводителя по Тегерану).
Творения «Повелителя вселенной»
Составители «Путеводителя», мягко говоря, лукавят. Представленный на выставке в Алмазном фонде столицы Ирана Павлиний трон, на самом деле является всего лишь жалкой копией того неповторимого произведения индийских мастеров, которое язык не поворачивается назвать «всего лишь» предметом мебели.
Павлиний трон появился на свет благодаря капризу одного из правителей империи великих моголов Джихан-Шаха («Джихан-Шах» — «Повелитель вселенной», так переводится это имя), правившего с 1627 по 1658 годы.
Джихан-Шах мало чем отличался от других азиатских правителей. Он пришел к власти, повоевав предварительно со своим отцом Джихангир-Шахом, убив своего старшего брата Хосрова и физически уничтожив всех остальных претендентов на престол. Новый правитель вдвое увеличил налоги на подданных и построил оросительные каналы в Пенджабе. По его приказу были созданы такие замечательные произведения архитектуры как Красный форт и соборная мечеть в Дели. После смерти своей любимой жены, Джихан-Шах собрал лучших мастеров и повелел воздвигнуть мавзолей, равного которому не должно быть во Вселенной. Так был построен Тадж-Махал — одно из семи чудес света.
Павлиний трон был изготовлен в 1629 году — самому шаху пришла в голову эта идея или один из его визирей дабы развлечь своего господина, посоветовал Джихан-Шаху увековечить себя в небывалом доселе произведении искусства — красивейшем в мире троне — неизвестно.
Однако, загоревшись этой идеей, Джихан-Шах повелел собрать со всей империи самых искусных ювелиров, резчиков по камням, художников. Когда мастера склонились перед «Повелителем вселенной», тот повелел выдать им груды алмазов, рубинов, сапфиров и жемчуга, чтобы они соорудили трон, равного которому нет, не было и никогда не будет во всей Вселенной. Спинка трона должна быть неотличима от павлиньего хвоста. Золота, серебра, драгоценных камней шах велел не жалеть и использовать в таких количествах, каких потребуется для работы.
Павлины — жертвы
Мастера, решив, что ценность трона должна определяться в первую очередь не количеством драгоценностей, а их художественным подбором, смогли убедить в этом и правителя. После чего из многочисленных павлинов, услаждавших взор Джихан-Шаха во время пребывания в саду, были выбраны несколько, обладавших самыми красивыми хвостами. Несчастные павлины были лишены своих перьев, ставших образцом для создания спинки трона.
Работа закипела. Опытные ювелиры подбирали по тонам и полутонам и оттенкам цейлонские и кашмирские сапфиры, бенгальские и египетские изумруды, оттеняя их отборным жемчугом и алмазами. Вскоре начали вырисовываться очертания нового шедевра.
Основу Павлиньего трона составляло стилизованное дерево из резного золота, украшенного эмалью. Длина его составляла около двух метров, а ширина — чуть больше метра. Полуметровые ножки трона были изготовлены в форме львиных лап, а спинка, представлявшая собой павлина с развернутым хвостом, поражала своим великолепием, и удивительным сходством с настоящими павлиньими перьями.
Глазами птице служили два дивных бриллианта чистой воды, один из которых известен как «Великий могол». (Позднее, после того как этот камень попал в Россию, он стал называться «Орлов»).
Стоимость трона определить было невозможно. Помимо прочих драгоценностей его украшали шестьдесят изумрудов и сто восемь рубинов. Самый крупный рубин — рубин Тимура Тамерлана — достигал веса в 100 каратов, в него была вправлена пятидесятикаратная жемчужина.
Вершину трона венчал плафон — огромных размеров отшлифованная пластина из весьма редкого огненного индийского карнеолина.
Неизвестно точно, сколько времени понадобилось мастерам для создания шедевра. Но как только работа закончилась, при дворе шаха был устроен пир, а после — праздничное шествие по столице. Павлиний трон погрузили на белого слона, на троне восседал сам Джихан-Шах.
Европейцы о троне
У Джихан-Шаха было четыре сына и когда им показалось, что отец готов выпустить бразды правления из своих рук, каждый захотел стать новым «повелителем вселенной». В 1658 году снова начались междоусобицы, победителем из которых вышел Аламгир, безжалостно убивший всех своих братьев.
Заняв трон, он должным образом оценил творение своего отца, и принял имя Ауранг-Зеб («Украшение трона»). Еще живого Джихан-Шаха заключили в крепость Агры, из окон которой он мог любоваться могилой своей жены — мавзолеем Тадж-Махал. Умер «Повелитель Вселенной» в 1666 году.
За год до его смерти, в 1665 году Павлиний трон впервые увидел европеец. Им был французский купец Жан Батист Тавернье (1605−1689 годы). Он посещал Индию несколько раз, был в Агре и Голконде. «Просвещенный» правитель Ауранг-Зеб оказывал ему особые милости: дарил алмазы, золото и самоцветы, разрешил осмотреть дворец и, в том числе знаменитый Павлиний трон. Сохранились дневники Тавернье, в которых подробно описан павлиний трон.
Известно, что Ауранг-Зеб добавил к нему украшения, в частности знаменитый алмаз «Шах» (также оказавшийся позже в алмазном фонде России — он послужил выкупом за Грибоедова). Алмаз находился постоянно перед глазами Ауранг-Зеба, когда он сидел на Павлиньем троне. Продолговатый камень свисал с балдахина в окружении изумрудов и рубинов. На его более тонком конце была сделана борозда глубиной полмиллиметра, которую охватывала шелковая нитка.
Таинственное исчезновение
Ауранг-Зеб оказался последним «Великим моголом», восседавшем на павлиньем троне. После его смерти сопредельные государства начали разрывать на части когда-то великую империю. В 1737 году в Индию вторгся Надир-Шах, владыка Ирана. За два года он полностью покорил Северную Индию и захватил Дели. Захваченные им сокровища не поддавались исчислению.
Летописи показывают, что одни лишь захваченные алмазы, яхонты и изумруды занимали шестьдесят ящиков. А для того, чтобы увезти Павлиний трон, потребовалось восемь верблюдов.
Но… некоторые исторические факты свидетельствуют, что персиянам достался не сам павлиний трон, а только несколько самых крупных камней, украшавших его. Трон же в мае 1782 года находился в Бомбее и был погружен на британский клипер «Гросвенор».
Вскоре судно отправилось в Англию, увозя семьи колонизаторов и часть индийских сокровищ, среди которых был и Павлиний трон. Однако у берегов Африки клипер попал в жесточайший шторм. Корабль и все его пассажиры погибли, спастись удалось только одному матросу.
С тех пор вот уже двести с лишним лет за содержимым трюмов «Гросвенора» охотятся все кому не лень. В районе гибели судна перебывали десятки экспедиций из многих стран. В 1919 году английский писатель Конан Дойль принял участие в одной из таких экспедиций, вложив значительные средства в поиск сокровищ «Гросвенора».
Но попытки отыскать уникальный трон и золото так ни к чему не привели — ведь точное место гибели судна осталось неизвестным. Но надежда не умирает: члены одной из экспедиций утверждают все-таки смогли отыскать на дне кусочек индийского карнеолина, некогда украшавшего самый дорогой и самый знаменитый в мире предмет мебели.