А.М.:
— На детских книжках закладывается будущая система ценностей человека. Вас не пугала эта ответственность?
Э.У.:
— Наоборот! Я человек сугубо христианский. Мои произведения — это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть. А она требует героя. Крокодил Гена — это проповедь о том, что есть животные и они полноправные члены сообщества на Земле. Дядя Федор — проповедь «Давайте детям больше свободы». Все проповеди очень простые: всегда должно быть уважение к матери, к Родине (необязательно к государству), к учителю, ко всему живому. Их всего штук пять-шесть. Когда проповеди кончились, я начал работать на заказ.
***
А.М.:
— Какое произведение самое недооцененное?
Э.У.:
— Очень люблю свою книгу «Жаб Жабыч Сковородкин», особенно «Жаб Жабыч метит в президенты». Там большая мыслящая жаба баллотируется в мэры, предвыборная гонка, администрация хочет придушить эту кандидатуру, а дети устраивают встречи с избирателями. Сегодняшняя ситуация.
А.М.:
— Фу-у! И так уже всех тошнит от этих дел, а теперь и в сказке не скрыться от злобы дня?
Э.У.:
— Фи-гуш-ки! Если написано интересно, то нет никаких запретов. И политика, и семейные отношения, и производственные. Я вас уверяю, возьмете мою книжку — будете читать. Все родители знают, что у меня книжки с двойным дном и обязательно будет что-то смешное для взрослых. Я думаю, что, если бы был снят мультфильм, Жаб Жабыч стал бы героем не меньшим, чем предыдущие.
***
А.М.:
— Напоследок: как вы относитесь к Чебурашке?
Э.У.:
— (Задумался надолго.) Чебурашка сам по себе — я сам по себе. Я о нем просто не думаю. Пройденный этап. Последние герои — самые любимые.
А.М.:
— И самый последний вопрос. Вы окончили МАИ. Какое образование лучше для писателя — гуманитарное или техническое?
Э.У.:
— Только техническое! Гуманитарное — это все так, книжный шкаф набить. В создании детской книжки и проектировании прибора есть очень много общего. Детская книжка ближе к вещи, чем к самовыражению. По-моему, человек с техническим образованием умнее. Когда ты теорию автоматического регулирования читаешь и пытаешься понять, как третья производная влияет на движение гироскопа, и у тебя ум за разум заходит, а зубрить не получается, надо все-таки понять… И бедные извилины стучат друг об друга. Это полезная нагрузка, здорово развивает мышление.