Ах, эти огромные синие глаза, доверчиво распахнутые в непередаваемом, волшебном предчувствии счастья… Она сама не верила, что может сыграть Наташу Ростову. А после премьеры в неё влюбился весь мир…
Красавице Людмиле Савельевой прочили грандиозную карьеру: за плечами у неё были учёба в балетной школе, хореографическое училище имени А. Я. Вагановой. Так что в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова Савельеву взяли без разговоров. Но случай повернул её жизнь совсем в другую сторону.
Американцам тогда всё же удалось обогнать СССР — они сняли свою экранизацию «Войны и мира» Льва Толстого в 1956-м, а у наших ещё даже сценария готового не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Фильм-«реванш» поручили Сергею Бондарчуку.
Для фильма собрали лучший актёрский состав. Но одной из самых главных загвоздок стала… Наташа Ростова. Бондарчук никак не мог найти подходящую актрису. Пробовал признанных красавиц — и Вертинскую, и Кустинскую, и Фатееву. Всё не то! И тогда помощница режиссёра предложила посмотреть «одну балерину».
А у Бондарчука по поводу балетных было стойкое предубеждение: актрисы из них никудышные, да и балетное искусство он как-то не жаловал. Однако вконец отчаявшийся Бондарчук согласился и на балерину. Но, увидев Савельеву возле съёмочного павильона «Мосфильма», тут же пожалел об этом.
Перед ним стояла маленькая хрупкая блондинка, которая ну никак не ассоциировалась с образом Наташи Ростовой. «И кого вы привели?!» — воскликнул мэтр.
Но на пробу Савельеву Бондарчук всё же пропустил. И опять пожалел. Диалог Наташи с юным кадетом, в котором она, девчонка, пытается предстать роковой соблазнительницей, у балерины никак не выходил.
Она была уже сама не рада, искала возможность, как бы повежливее попрощаться — и назад в Ленинград. Тем более что изначально особых иллюзий не строила, понимая, что даже внешне не похожа на героиню: маленькая, белобрысенькая, глаза не чёрные, как у Наташи в романе, а синие…
Но упрямая помощница всё же уговорила режиссёра дать молодому дарованию ещё один шанс. Этот шанс Люся уже не упустила. На следующий день ей выдали «платье Наташи», надели на голову парик. Увидев себя в зеркале, Савельева и внутренне преобразилась.
«Я действительно почувствовала себя Наташей Ростовой!» — вспоминала актриса. И Бондарчук это преображение разглядел. Последняя её проба была самой ответственной. Савельевой нужно было сыграть прощальную сцену Наташи и князя Андрея, которым был… Иннокентий Смоктуновский.
К тому времени Смоктуновский уже отказался от роли князя Болконского ради роли Гамлета, но иногда забегал на съёмочную площадку к Бондарчуку. А тот попросил его выручить — подыграть в эпизоде…
Савельева вспоминала: когда она, глядя в глаза Болконскому-Смоктуновскому, произнесла: «Год, неужели целый год?», — по щеке актёра покатилась слеза. И она заплакала вслед за ним. Сцена была сыграна на все сто.
После проб Люся отправилась в родной Ленинград ждать решения кинематографистов. Через несколько дней принесли телеграмму: «Поздравляем Наташу!»
«Войну и мир» снимали 5 лет. Первое время Людмила разрывалась между двумя городами: с балетных спектаклей мчалась на поезд в Москву, с вокзала, не заезжая в гостиницу, — на съёмки. Такой график даром не прошёл — актриса несколько раз падала в обморок прямо на площадке.
Возможно, сказалось и голодное детство — Люда ведь родилась в блокадном Ленинграде. Чтобы малышка не умерла от истощения, её приходилось кормить… столярным клеем. Шоколадку впервые в жизни Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы…
Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.
Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила научилась с ним договариваться. Она объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё, непрофессиональной актрисы, пропадает естественность.
И мэтр даже не поспорил. А на одном из просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом».
Заграница встретила Людмилу Савельеву с распростёртыми объятиями. Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение. Именно Савельевой доверили получить главную мировую кинематографическую награду — «Оскар».
Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках. В Европе случился настоящий бум — многие мамы называли своих новорождённых дочек Наташами. Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам, что хотел бы видеть Савельеву в своей картине «Подсолнухи».
Так русская Людмила попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А затем уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в Японию.
Семья
«Война и мир» сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром Збруевым. «Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признавалась актриса.
Збруев же потерял голову, когда увидел Людмилу на «Мосфильме» в гриме Наташи Ростовой. «В Саше всегда было эдакое мальчишеское озорство, чем он меня и покорил, — рассказывала Людмила Савельева. — Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь».
Людмила всегда признавалась, что к быту она совершенно не приспособлена, порядок наводить любит, но вот готовить совсем не умеет. Хорошо, с мужем повезло — он из всех блюд предпочитает картошку с тушёнкой.
Збруев никогда не упрекал жену в отсутствии кулинарного таланта, она же любила мужа таким, какой он есть. «Семья для меня стала центром жизни, как у моей Наташи», — говорила Савельева.
Но в 1990-х гг. в актёрской среде поползли слухи об измене Збруева и нарушили семейную идиллию. Первая жена Александра, Валентина Малявина, заявляла: «Саша — хороший человек, но он запутался в своих женщинах»…
Говорят, Людмила Савельева узнала о другой женщине — Елене Шаниной, звезде «Ленкома», знаменитой Кончите из «Юноны» и «Авось» — тогда, когда та была уже беременна от Збруева.
Савельева публичных скандалов не устраивала — предпочла сохранить семью. Супруги смогли договориться, но после этой истории Савельева не хочет больше ни с кем обсуждать ни свою работу, ни свою жизнь. Внебрачной дочери Александр не дал свою фамилию — она не Збруева, а Шанина.
Сегодня Савельева по-прежнему сосредоточена в основном на своей семейной жизни, в кино соглашается сниматься крайне редко. Когда у неё спрашивают, как Збруев общается с другой своей дочерью, Татьяной, Савельева отвечает: «У него одна семья. И дочь у нас одна — Наташа. Про других я ничего не знаю»…
Савельева Людмила Михайловна
Родилась 24 января 1942 года в Ленинграде.
В 1962 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой.
С 1962 года — актриса Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне — Мариинский).
С 1967 года — актриса Театра-студии киноактёра.
В кино дебютировала в 1964 году в экранизации балета «Спящая красавица»