Первые сведения о появлении носового платка из ткани относятся к веку до нашей эры. Первыми, кому довелось пользоваться им, были греческие аристократы и римские патриции. Внедрению его в обиход способствовало два обстоятельства: жаркий климат Средиземноморья и этикет.
Так и появился «сударий», то есть платок для пота. Отирая пот с лица, владелец «судария» старался незаметно осушить себе и нос, ведь сморкаться в обществе в те времена считалось грубейшим нарушением правил приличия.
О платке сообщает уже Катулл (84— 54 гг. до н. э). Упоминается он и в религиозных писаниях. С расцветом Римской империи платок получает все большее распространение. Однако на смену неблагозвучному «сударию» приходит «орарий» — платок для рта.
«Орарием» приветствовали знакомых, в более поздние времена императоры давали им знак в Колизее — помиловать или осудить на смерть гладиатора, проигравшего схватку. А по свидетельству епископа Августина (354 — 430 гг. нашей эры), применяли его и для перевязки ран.
Во время великого переселения народов, нашествия готских племен и краха Римской империи платок прекратил свое существование и вышел из обихода на многие века. Возродиться ему суждено было лишь в средние века в Италии, то есть, по сути дела, на развалинах Древнего Рима.
Платок, появившийся после Великого переселения народов, носил название «фаццолетто» — платок для лица. Из Италии платок начинает проникать в другие страны. Известно, например, что первой страной, где платок пользовался большим успехом, была Франция.
В царствование Филиппа IV Красивого (1285—1314 гг.) в Париже уже шла бойкая торговля платками. Здесь итальянский «фаццолетто» стал в основном атрибутом дамского туалета, превратившись в разновидность веера. Его изготовляли из тончайших сортов газа, пропитывали духами и украшали дорогими кружевами. Платки были сильно надушены, чтобы скрыть запах пота.
Во Франции «фаццолетто» окрестили «ле мушуар» (от слова «ля муш» — муха). Платком пользовались, по-видимому, не столько для того, чтобы сморкаться, сколько отгонять мух. Это курьезное название так и осталось за платком в современном французском языке.
Из Италии и Франции платок распространился по остальным странам Европы. Однако, как в Италии и Франции, он везде долгое время оставался предметом роскоши, доступным лишь привилегированным сословиям. Так, например, Аугсбургские власти в 1530 году постановили, что каждому сословию разрешается носить одежды лишь из строго определенных тканей и мехов, причем нижним сословиям носовые платки иметь запрещалось.
Когда появилась мода на нюхание табака, на платках стали оставаться некрасивые пятна, и декоративный платок исчез из обихода: его заменил самый обычный платок, похожий на тот, каким мы пользуемся сегодня.
Платки имели различную форму до тех пор, пока 23 сентября 1784 года Людовиком XVI не был издан указ о непременности квадратной формы этого предмета «длина платка должна равняться его ширине». Из экономических соображений.
Петр I, внедряя европейскую культуру, наряду с прическами и одеждой, ввел носовые платки также специальным указом. В России их стали называть «ширинками» и стандарт утвердили 40×40 см.- по ширине ткацкого станка. Импортные ширинки были из кисеи, батиста, газа.
Был еще один вид платков в России — «короткие утирники», собственно, практический вариант.
Сегодня практически весь мир перешёл на использование бумажных одноразовых платков, лишённых очарования и выполняющих чисто утилитарные функции. Но «упёртые» эстеты продолжают выискивать для себя и для близких эти удивительно красивые квадратики, подчас настоящие произведения искусства, украшенные вышитыми монограммами, цветами, кружевами, подчас платя за них немалые деньги! Цена на платочки с брюссельскими или брюггскими кружевами иной раз доходит до весьма внушительных сумм.
Сумасшествие? Вероятно! Но так красиво!