10 июля Юрию Стоянову исполняется 61 год, а его коллеге и другу Илье Олейникову исполнился бы 71 год, но 6 лет назад он ушел из жизни. Их связывал не только один день рождения на двоих — с разницей ровно в 10 лет — но и почти 300 выпусков телепрограммы «Городок», десятки киноролей и больше 20 лет дружбы, несмотря на сотню несовпадений во взглядах и характерах.
До 1989 г. их жизни вращались по разным орбитам. Илья Олейников (настоящая фамилия — Клявер) родился в Кишиневе в 1947 г., окончил Московское училище циркового и эстрадного искусства, отделение клоунады, работал артистом разговорного жанра в Москонцерте и Ленконцерте. Юрий Стоянов родился под Одессой в 1957 г., а образование получил в Московском государственном институте театрального искусства имени Луначарского. После учебы Стоянов стал актером Большого драматического театра, а также он выступал на концертах в жанре авторской песни.
Их пути пересеклись, когда обоих пригласили сниматься в фильме «Анекдоты». Дело было в июле, оба готовились отмечать день рождения и столкнулись на пороге с сумками со спиртным. Поначалу не поверили в это совпадение, начали сверять паспорта и обнаружили, что родились в один день — только с разницей в 10 лет. С тех пор они постоянно обменивались подарками в свой общий день рождения, но праздновать его предпочитали отдельно, каждый в кругу своих друзей и родственников. Говорят, что попытки перезнакомить их всех друг с другом каждый раз превращались в «нелепейшую армянскую свадьбу».
На тот момент у Олейникова уже был опыт работы в дуэте. Правда, «Олейниковым» он тогда еще не был. Артист работал вместе с Владимиром Винокуром, выступал вместе с Романом Казаковым. С последним в паре они стали известны как дуэт «Казаков-Клявер», но Винокур посоветовал Илье взять псевдоним. И тот стал выступать под фамилией жены. В 1986 г. Роман Казаков умер, и Олейников долго не мог найти нового партнера по сцене.
После съемок в кино Стоянов и Олейников пришли на телевидение, где им дали рубрику в передаче «Адамово яблоко». Там они на протяжении двух дет рассказывали анекдоты и разыгрывали юмористические сценки, после чего и решили создать собственную программу. Первый выпуск вышел в 1993 г. под названием «Кергуду», но уже следующий переименовали в «Городок».
Оба не ожидали того, что «Городок» станет долгожителем телеэфира, а сами ведущие вскоре превратятся во всенародных любимцев. Олейников признавался: «Когда начался наш „Городок“, мы даже не думали о том, как долго он продержится. Речь шла об элементарном выживании — лишь бы из эфира не выкинули. В то время были очень популярны „Джентльмен-шоу“ и „Маски-шоу“. И тут появились два питерских товарища. Но если те передачи показывали в рейтинговое время, то нас — черт знает когда. И лишь через полгода руководство канала узнало о том, что мы есть. Тоже стали показывать в хорошее время. Вот тогда мы с Юрой испытали что-то похожее на счастье. Появилась эйфория, что мы после периода безвестности вышли на какую-то другую стезю». Стоянов объясняет успех передачи так: «В „Городке“ мы не деньги отрабатываем, а получаем удовольствие. Существует обратная связь со зрителем».
Их совместный проект стал рекордсменом, просуществовав почти 20 лет и получив четыре премии «ТЭФИ». За все это время они сыграли более 6 000 ролей, причем Стоянову доставались, как правило, женские образы — усатый Олейников для них никак не годился. А Стоянов был так органичен и убедителен в женских ролях, что его даже начали атаковать поклонники нетрадиционной сексуальной ориентации, а журналисты донимали вопросами на эту тему. Сначала артист злился, а потом привык и просто отшучивался.
Слухи о том, что дуэт распался, пути Олейникова и Стоянова разошлись, а «Городок» закрывают, ходили на протяжении всего этого времени. У каждого из них были свои интересы — Олейников увлекался музыкой, писал песни для сына, певца Дениса Клявера, а также для Эдиты Пьехи и Надежды Бабкиной, поставил мюзикл «Пророк», написал книгу воспоминаний «Жизнь как песТня». Юрий Стоянов активно снимался в кино. Однако их сотрудничество не прекращалось.
Многие удивлялись тому, как им удается так долго работать вместе и при этом оставаться друзьями, ведь по мировосприятию и по характеру они были абсолютно разными. Олейников говорил: «Юра не просто темпераментный на площадке, он орет так, что стекла звенят. Просто зверь, правда, отходчивый. А я по сравнению с ним вообще тихоня».
Известие о том, что у Ильи Олейникова обнаружили рак легких, стало потрясением для обоих. Стоянов переживал трагедию друга, как свою собственную. А Олейников не опускал рук и продолжал работать до последних дней. Даже когда у него пропал голос, он продолжал сниматься, а озвучивал его другой актер. В последний раз его увезли в больницу прямо со съемочной площадки. Никто не мог поверить в то, что человек с таким волевым характером и такой жаждой жизни может уйти раньше срока. Увы, врачи оказались бессильны. За несколько месяцев до 20-летия «Городка», 11 ноября 2012 г. знаменитый артист ушел из жизни. Стоянов отказался работать без своего бессменного партнера, и программу пришлось закрыть.
Им не раз задавали вопросы о том, что их объединяет, и какие их связывают отношения. Наверное, самый исчерпывающий ответ на это дал Юрий Стоянов после смерти своего коллеги и друга: «Знаете, что такое семья? Я вам скажу, семейные отношения — это когда может быть размолвка, может быть выяснение отношений, но мысль о разводе не появляется никогда. Конечно, Илья был папой передачи „Городок“, а я был ребенком, которому все можно — и в творчестве, и в личных отношениях. Все держалось на его терпении и терпимости, на его мудрости, на его расчетливости, на его уме, на его опыте. Я бы сказал, я — это действие „Городка“, а Илюша — это его атмосфера».