В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его: — Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения? Старый самурай ответил: — Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок? — Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников. — Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.
Провокация — это когда один человек заводит своей мыслью тысячи, а потом отходит в сторону. У чабанов в большой цене красавец баран-провокатор, уверенно ведущий за собой гурт овец в загон забоя. Овцы доверяют ему, ведь он ведет их к шелковистой траве и вкусной ключевой воде. Но в загоне их зарежут, а потом снимут шкуру. А баран-провокатор уходит в сторону и получает вкусную еду. На мясокомбинате барана-провокатора содержат специально. Кормят его изредка и только в убойном цехе, причем только тогда, когда на шашлык привозят очередную каракулевую отару. Голодного барана выпускают из вольера, и он стремглав летит поживиться под гильотины, а за ним, слепо подчиняясь стадному инстинкту, бросается вся новоприбывшая живность. Вот почему имя его «Провокатор».
Провокация — это отправить обиду в плавание и ждать с чем она вернется обратно. Провокация — сестра интриганства и манипуляторства. Манипуляторство состоит в скрытом управлении человеком против его воли, приносящим инициатору односторонние преимущества. Человека можно взять на «А вам слабо?», и он бросится доказывать себе и другим, что не трус, не слабак, не глупец, не жадина. К примеру, достаточно усомниться в покупательных способностях мужчины, и многие, поддавшись на провокацию, из кожи вон лезут, чтобы доказать свою успешность и финансовую состоятельность.
Провоцировать можно мысли, эмоции, желания, поступки. Зачастую человека провоцируют на досаду, раздражение, гнев. Гнев — это кратковременное помешательство. Во время приступа гнева можно наделать много глупостей выгодных для провокатора. Зная это, провокатор умышленно через ссору или скандал пытается довести жертву до «белого каления», сознательно провоцируя его к проявлению злобности, а иногда ярости, буйства и бешенства. Провокатор знает, что вовремя улизнет и не увидит пагубные последствия спровоцированного поведения. Но ему и не нужно видеть, его удовлетворят рассказы других о том, что нагородила жертва провокации.
Провокация — искусница в умении подставить других, а самой оказаться не причем. Посадили дедушку в тюрьму, заходит он в камеру, а там зеки с наглыми рожами сидят, и давай к дедуле приставать: — Старый, а тебя то за что? Колись, а то опустим! — Да что вы, ребятки, Бог с вами, за провокации я сижу, за провокации… Зеки опешили: — А как это, дед, а ну покажи?! — Да неважно… — Да ладно, тебе дед, рассказывай… — Ну ладно, смотрите… Дедуля кряхтя встает, берет веник, подходит к параше, бултыхает там веником, потом к двери и начинает по ней барабанить. Окошко отворяется, и дед суёт веник в просунувшуюся морду охранника. Дедок замирает по стойке смирно. Через минуту в камеру влетают амбалы с дубинками: — А ну-ка, дедушка, подвинься, как бы тебя ненароком не задели…
Провокация может быть направлена на планомерное формирование чувства вины. Жертва будет заглаживать вину, оправдываться, доказывать свою невиновность или исправляться, словом, вести себя, как выгодно провокатору. Теперь ее можно укорять, стыдить, мнимо обижаться, побуждая искупать свою мнимую вину.
Провокация — искусная мастерица использовать в своих целях ситуацию, когда все на взводе. Провокаторство по своей сути глубоко эгоистично и аморально. Для реализации своих корыстных планов, оно готово идти по головам — подставлять, предавать, провоцировать на непотребные поступки. Великий ученый-бактериолог Луи Пастер, исследовавший в лаборатории культуру оспы, однажды получил вызов на дуэль, которая была спровоцирована богатым и влиятельным вельможей. Разыграв мнимую обиду, он сделал вид на Мадрид, что его оскорбили. Пастер не владел оружием в отличие от хорошо подготовленного аристократа. Прямой отказ грозил потерей лица. Однако Пастер быстро нашелся и сказал секунданту, который принес ему вызов: «Раз меня вызывают, я имею право выбирать оружие. Вот две колбы: в одной бактерии оспы, а в другой — чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить одну из них на выбор, я выпью другую». Нужно ли говорить, что дуэль не состоялась?