С тех пор как за произведения искусства стали платить большие деньги, появились многочисленные мошенники. Работая в манере старых мастеров, они сбывали свои подделки не только коллекционерам, но и крупнейшим музеям мира. Причем подделки иногда такого уровня, что их изготовители, вознамерившись открыть миру собственное авторство, могли сделать это с большим трудом убедить экспертов и обладателей «сокровищ» оказывалось не так-то просто…
Венера с брюквенного поля
Летом 1938 года недалеко от города Сент-Зтьена, французский крестьянин, вскапывая свой участок, неожиданно наткнулся на скульптуру из мрамора. Пораженный увиденным, земледелец долго любовался обнаженной каменной красавицей, у которой, правда, отсутствовали ноги, одна рука и нос. Когда о находке стало известно ученым, поле, где была обнаружена скульптура, стало местом паломничества археологов и любопытных.
Однако предпринятые раскопки больше никаких результатов не принесли, и все внимание историков и искусствоведов сконцентрировалось на обнаруженном столь случайным образом произведении искусства. Не было сомнений, что это статуя Венеры, выполненная гениальным мастером. Комиссия из видных археологов и эксперто-вискусствоведов после тщательного изучения находки заявила журналистам, что скульптура является бесценным шедевром, и создана она во времена нашествия римлян на Галлию.
Отсутствие носа не помешало Венере* стать национальным достоянием Франции и заручиться охраной государства, это красавице гарантировал сам президент. И вот в самый неподходящий момент общенационального ликования по случаю обретения страной столь замечательного раритета объявился некто Кремонц, итальянский скульптор, который имел наглость заявить, что он автор Венеры…
Сначала на него посмотрели как на сумасшедшего, мало ли тронутых умом людей пытаются любым способом обрести скандальную известность, но Кремонц с явным злорадством выложил на стол все отломанные части статуи. Красавица Венера вновь обрела свой носик, но потеряла любовь французов, ибо теперь олицетворяла собой позор ученых этой страны.
Особо любопытные смогли даже увидеть «богиню любви» живьем… Кремонц представил журналистам певичку из кабаре, которая служила моделью для его скульптуры. Вся Франция покатывалась со смеху, а пресса получила блестящую возможность вволю поиздеваться над напыщенными учеными мужами и государственными чиновниками.
Зачем Кремонцу понадобилась вся эта затея с изготовлением Венеры и тайным захоронением ее в земле? Просто итальянский скульптор считал, что искусствоведы незаслуженно обходят своим вниманием его талант, и решил им отомстить. Неизвестно, посыпались ли Кремонцу заказы после его скандальной выходки, но всемирную известность он явно приобрел.
Индюки из Шлезвига
В 1939 г. в датском городе Шлезвиге восстанавливали старинную церковь и под слоем штукатурки обнаружили восемь рисунков индюков, написанных очень живо. Художник, несомненно, видел индюков, между тем эта птица попала из Америки в Европу не ранее 1530 г. Откуда же в Дании XIII в. мог появиться индюк? Значит, существовали какие-то связи Европы с Америкой задолго до Колумба?
Поднялся шум об индюках из Шлезвига, фотографии их появились на страницах научных журналов и учебников. И вдруг оказалось, что знаменитые индюки — творение художника XX века. При ремонте собора был поврежден старинный орнамент, украшавший стены.
Мастер испугался ответственности за порчу старинного памятника искусства и поспешил исправить повреждение прежде, чем это кто-либо заметит. Но художник не помнил, что было изображено на средневековой росписи, и дал волю собственной фантазии. Так на стенах собора появились индюки.
Восковая богиня
Современная наука располагает мощными средствами для проверки памятников старины. Исследование бумаги и пергамента, почерка, чернил позволяет без труда раскрывать подделки. Большую помощь в разоблачении фальшивок оказывают химия и физика. Химический анализ красок позволяет установить, что в их состав входят вещества, неизвестные художникам прошлого.
Так, в 1909 г. Берлинский музей приобрел у частного торговца в Лондоне за 160 000 марок бюст Флоры, греческой богини растительности, из цветного воска. Статуя приписывалась Леонардо да Винчи. Неужели эта изумительная скульптура — подделка? «Да, подлог, — ответили химики, — синяя краска бюста имеет совсем иной состав, чем та, которой пользовались художники времени Возрождения».
Тщательное изучение под микроскопом отдельных зерен краски, просвечивание картин рентгеновскими лучами, их фотографирование в ультрафиолетовых лучах тоже помогают разоблачить фальшивки. В старину не знали красок, нерастворимых в алкоголе. Поэтому, если зерно краски не растворилось в спирте, ясно, что картину написал современный мастер.
Носорог из Помпей
На мраморном рельефе, который попал в Национальный музей Неаполя из Помпей, неизвестный скульптор изобразил носорога. Зверь наклонил морду, из-под толстых век злобно уставились маленькие глазки. Любой зоолог мог сказать, что перед ним прекрасный индийский носорог и мастер безусловно ваял скульптуру с натуры.
Но как в Риме мог оказаться индийский носорог? У римлян, конечно, были связи с Индией, но не столь тесные, чтобы можно было доставить живого носорога с берегов Индийского океана.
А между тем рельеф удивительно похож на картину известного немецкого художника Альбрехта Дюрера, который в 1515 году по заказу португальского короля изобразил диковинного зверя, доставленного в Лиссабон.
Копии с картины Дюрера разошлись по всей Европе, и, очевидно, одна из них послужила моделью для рельефа-подделки. Не античный мастер, а итальянский скульптор изваял этого прекрасного носорога!
А вот перед нами другой «римский» рельеф из Лувра с изображением оплакивания умершей. И сразу же бросается в глаза ряд несоответствий с римскими похоронными обычаями.
В кресле сидит женщина, объятая скорбью, она спрятала голову в ладони. Однако так выражают горе современные люди; у римлян в знак горя человек тер щеку. Ноги покойницы скрещены, одна рука — на поясе, другая держит распущенные волосы. Перед нами скорее спящая, чем мертвая.
Кусок сукна, которым обито ложе, напоминает стенные декорации времен Возрождения. И, наконец, разве римляне играли на трубе, провожая усопшего в последний путь?
Нет никакого сомнения, что этот рельеф — подделка времен Возрождения.
Смерть Архимеда
Трудно подделать мозаику. Собрать из многих тысяч цветных стекол картину, да еще так, чтобы она походила на античную, — очень сложная и неблагодарная задача. Однако, видимо, ничего не устрашит мастера подделок, если он надеется сбыть фальшивку.
В городской галерее города Франкфурта-на-Майне хранится «римская» мозаичная картина, приобретенная у наследников Жерома Бонапарта, брата Наполеона. Эту мозаику относили к I в. и. э. Считалось, что она найдена при раскопках в Геркулануме. «Не тронь мои чертежи» — то были последние слова Архимеда, когда он увидел занесенный над ним меч римского легионера. Эта сцена и изображена на мозаике.
Однако почему на воине панцирь, который в I в. н. э. римляне еще не носили? Только со II в. н. э., когда Геркуланум и Помпея уже давно оказались под слоем пепла, в римской армии появляются такие металлические панцири. Развевающийся плащ воина меньше всего похож на римский. Поза легионера напоминает героев Возрождения или эпохи французской революции. Увы! Перед нами опять подделка!
Обманувший Геринга
Что там музеи, пусть и самые знаменитые, кое-кто рискнул обмануть самого Геринга!
После Второй мировой войны, помимо фашистских преступников, к суду стали привлекать и их пособников. Так был арестован художник Антониус ван Меегерен. Его обвиняли в том, что он сотрудничал с нацистскими экспертами и даже продал в коллекцию Геринга картину выдающегося европейского мастера Яна Вермеера.
Во время расследования художник неожиданно заявил, что картину «Христос и грешница» написал… он сам. Таким образом получалось, что ван Меегерен не только не был фашистским прихвостнем, но и надул одного из самых главных коллекционеров третьего рейха! Однако в ответ на это заявление следователь получил заключение видных экспертов о том, что полотно написано в XVII веке.
Тогда художник указал место, где можно найти его наброски к картине, а также различные аксессуары, изображенные им на полотне. Кроме того, ван Меегерен предложил написать еще одного «Вермеера» прямо в тюремной камере, если ему предоставят нужные материалы.
И следствие решило провести беспрецедентный эксперимент, который вызвал большой интерес не только у прессы, но и у коллекционеров и простых любителей живописи. Под охраной, в своей квартире, ван Меегерен за три месяца создал новый «шедевр», который хоть и был слабее предыдущих, но вполне позволял признать Антониуса автором картины «Христос и грешница».
Оказалось, что ван Меегерен очень долго изучал творческую манеру Вермеера, а для своих подделок использовал купленные по дешевке настоящие холсты XVII века, с которых он смывал слой краски. Кроме того, художник овладел старинной рецептурой составления красок и научился виртуозно состаривать картину, нанося на нее темный лак и вызывая образование тонких, как паутинка, трещинок кракелюров. Поэтому даже самые именитые нацистские эксперты не смогли распознать фальшивку.
…Ну, а сейчас сколько подделок занимают почетные места в музеях и частных коллекциях? Увы, на этот вопрос никто не знает ответа. Ясно одно: ловкие и талантливые мошенники, способные обмануть даже крупных экспертов, еще не перевелись на свете, и новые скандалы, связанные с поддельными произведениями искусства, еще впереди.
В 1971 г. Британский музей, Лувр и нью-йоркский Метрополитен признали, что из 66 выставленных у них сосудов бронзового века 48 подделки. Все эти предметы были якобы привезены с раскопок в Центральной Турции.