Однажды его величество царь и великий князь всея Руси Пётр Алексеевич с капитального похмелья вызывает к себе Алексашку Меншикова. И объявляет сразу, не откладывая в долгий ящик:
- Короче, хочу я Новый год типа с 1 января праздновать.
- Мин херц, я, конечно, извиняюсь и всё такое, но с хуёв ли? До 1492 года Новый год наступал 1 марта, с 1492 года с 1 сентября, а щас 1 января сделаем? Зачем ваще?
Пётр на секунду заколебался, но продолжает:
- Чо такое 1 сентября? Какой это НГ? Дети в школу пойдут, для них это Новый учебный год. А праздновать как? Сам посуди - размаха никакого. Ёлки нет. Снега нет. Мандаринов ещё нет. «Оливье» в такой ситуации вообще мешать стрёмно. Не, 1 января - идеальная дата. И в Эвропах так давно уже делают, а я так о@уенно люблю Эвропы.
- Они потом пи@орасов тонну разведут, - сумрачно отвечает Меншиков. - И они сами НГ раньше в марте праздновали, когда ни богу свечка, ни чёрту кочерга. Но логика мудрая, мин херц. Давайте рассмотрим, только хз, как праздновать.
- Я полагаю, пущай все пьют и не работают, - заметил Пётр.
- О, это мы лучше всех умеем, - осклабился Меншиков. - Какой пи@датый праздник. А ещё что?
- А чо ещё надо? Смысл праздника на Руси - бухать и не работать, иначе какое это в принципе, блядь, торжество?
- Мин херц, ты о@уителен. И что я в тебя такой влюблённый?
И, в общем, выходит царский указ N1736, чтобы первый подобный НГ отпраздновать 1 января 1700 года. По закону, требовалось следующее - праздновать ровно 7 дней (а вы-то думаете, чего мы столько времени сейчас квасим?), домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами для украшения хвойные деревья (включая можжевеловые), и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Говорят, Пётр Алексеевич такое в Германии однажды видел, и образец деликатно слизал. Но конечно, выглядело это всё довольно пи@дато, особенно, если «на грудь принять».
Оригинал я вам тоже предлагаю, но читать его надо после первого стакана в Новом году, иначе никак не прочтётся:
«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать: Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года». Караул вообще, да?
Правда, бояре этим возмутились. Они басом сказали - а где же телевизионное обращение к народу? Раньше-то, на 1 сентября, царь-батюшка выходил на Соборную площадь в Кремле с патриархом, провозглашал начало «нового лета», целовали иконы, патриарх интересовался, здрав ли государь, а тот отвечал - «Бог дал, вот и здрав». «Имхо, какая-то @уйня» - ответил Пётр. - Вот ёлки и из пушек стрелять - это знатно, а вы тут бодягу ностальгируете - какой офигенский Новый год. Князь Владимир чо говорил? «Веселие на Руси есть пити, не можем без того быти», а не «Веселие на Руси есть официальный выход государя на Соборную площадь с диким количеством икон и стрельцов».
Ну и тут Меншиков подсуетился. Рецепта салата «оливье» он не знал, поэтому первый русский «оливье» был такой - ведро водки и к нему фунт ситного. И в общем, народу понравилось - вкусно и недорого, хороший рецепт. Это потом один француз приехал и намешал всего, а так наше новогоднее православное блюдо, оно очень даже.
А мораль тут такова: Новый год 1 января отмечать идеально, я так считаю. И первый «оливье» был идеален. На том стояла и будет стоять Земля Русская, вот так вот.
© George Zotov