Новогодние фейерверки: Как вера в злых духов превратила огонь в искусство
Древнекитайские монахи-фейерверкеры
Пиротехническое искусство зародилось ещё до Рождества Христова. Его родиной считается Древний Китай. Первый прототип современного фейерверка - молодой зелёный бамбук, который при попадании в огонь трещал и взрывался. При помощи «летающих огней» китайцы отпугивали злых духов и вступали в контакт с высшими силами природы.
Искрящийся бамбук долгое время был популярным сопровождением китайских священнодействий. В 11 веке, в поисках формулы бессмертия, даосские монахи смешали уголь, селитру и серу, получив вспыхивающий огнями порошок. Действие этой смеси успешно обкатали в пиротехническом шоу по случаю годовщины правления китайского императора Чжу Юсуна. Зрелище настолько покорило китайцев, что фейерверки стали обязательным сопровождением всякой праздничной церемонии, а контроль над процессом доверили обученным монахам-пиротехникам.
Постепенно устройство фейерверка совершенствовалось, и вместо бамбуковых стеблей порохом заполнялись бумажные трубы с фитилями. Подожжённые сосуды беспорядочно летали в воздухе, что надоумило китайцев снабдить конструкцию направляющими элементами. Так появились первые пиротехнические ракеты.
Европейские фейерверочные традиции и королевские предзнаменования
К 15 веку фейерверк пришёл в Европу, превратившись из ритуального действа в искусство. В период Ренессанса в Италии и Германии образовались две главные пиротехнические школы. Итальянцы успешно упражнялись в создании максимально сложных фейерверков, поэтому пиротехника быстро стала обязательной частью венецианских карнавалов.
Первый известный европейский фейерверк запущен на свадьбе короля Англии Генриха VII, что положило начало праздничной пиротехнической традиции. Чуть позже огненное шоу организовывалось не только в праздники, но и в политических целях, завлекая народ на собрания и ораторские выступления. Несмотря на дороговизну, фейерверк стал любимым развлечением европейцев, а состоятельные организаторы шоу таким образом подчёркивали свой престиж. Пиротехники создавали всё более сложные композиции, а в подготовке наземных показов участвовали слесари, плотники и архитекторы.
История зафиксировала один из самых неудачных европейских фейерверков в день свадьбы французского короля Людовика XVI с Марией-Антуанеттой. Тысячи желающих полюбоваться грандиозным зрелищем образовали столпотворение, что привело ко множеству смертей. Позже историки ещё не раз назовут этот эпизод дурным предзнаменованием для королевской семьи.
Огненный бум царской России и Ломоносов в роли пиротехника
Первые упоминания о фейерверках в России датируются 14 веком. Тогда для развлечения Дмитрия Донского «потешные огни» завозились из Германии. Со временем заморское ремесло подхватили доморощенные пиротехники. Первый полноценный российский фейерверк выпал на честь жителей Устюга в 1674 году. Но особого размаха огненные забавы достигли при Петре I. Государь безумно любил фейерверки, часто принимая непосредственное участие в организации шоу. Он лично занимался изобретением смесей для цветных огней, чертил эскизы пиротехнических комбинаций. За годы своего царствования он настолько разбаловал подданных этими забавами, что ни один праздник не обходился без масштабного фейерверка, ставшего символом петровского правления со всей его смелостью, блеском и размахом. Вступление России в новый 18 век по приказу Петра I ознаменовалось особо красочным фейерверком, растянувшимся на целую неделю.
За годы правления Романовых пиротехнические навыки русских постоянно совершенствовались. Огненные шоу достигли своего высшего расцвета к 1750 году, когда у руля русской артиллерии встал граф Пётр Шувалов. Он был известным изобретателем, экcпериментатором и поклонником пиротехники. В 1755 году по протекции Шувалова на государственную службу назначен итальянский специалист Джузеппе Сарти, прославившийся грандиозным лондонским фейерверком. Известными «шуваловскими» фейерверкерами были Михаил Данилов и Михаил Мартынов. В 1752 году они впервые организовали в Москве «зелёный огонь» - огромные огненные фонтаны.
Особое место отводилось фейерверку в Петербурге. Освещение жилищ того времени было очень скудным. Долгие зимние месяцы жители проводили в потёмках. Естественно, что многочасовой императорский фейерверк стал особенно грандиозным событием в жизни петербуржцев. Праздничные шоу считались делом государственного уровня, поэтому средств на них не жалели. За одно представление расходовалось громадное количество дорогостоящего пороха. Кроме того, сооружались одноразовые макеты дворцов, театров, которым предстояло сгореть в пламени огненных композиций.
В создании сценария светового шоу обязательно участвовала Академия наук. В организации самых важных придворных представлений отметились даже химик Ломоносов и его ближайший ученик Клементьев. Артиллерийские чины отвечали за подготовку спецснарядов. В долгие огненные представления вкладывался замысловатый сюжет, как правило, прославляющий правящую династию и силу государства. А для того, чтобы суть происходящего была доступна каждому зрителю, издавались пригласительные с описаниями фейерверков - аналог современных театральных программок. Накануне шоу информация публиковалась отдельными изданиями с масштабными гравюрами предстоящего фейерверка. Дополнительно программа дублировалась в «Санкт-Петербургских ведомостях».
Шоу состояло из множества ракет и огней, которые поджигались и запускались в строгой очередности. Огненные картины дополнялись подсвеченными статуями и силуэтами. Всё это синхронно двигалось, громыхало и свистело, представляя зрителю самые интересные композиции. Так, по случаю победы под Полтавой, небо озарило изображение шведского льва, пасть которого раздирал русский богатырь, а над ними сияла надпись: «Сим победиши!» А годовщина основания Петербурга надолго запомнилась горожанам фейерверком в виде поверженной древнерусским Перуном шведской короны, над которой искрились фигуры богов греко-римской мифологии.
Последний дореволюционный фейерверк был запущен в России в августе 1915-го в честь взятия Перемышля. Октябрьский переворот лишил пиротехническую отрасль масштабности и зрелищности, а былые традиции огненных шоу не везде продолжаются.
Прим.: Hoc signo vinces «Сим Победиши», под этим знаменем победишь. Согласно христианскому преданию, сообщаемому Евсевием («Жизнь Константина», 1, 28), император Константин перед сражением со своими соперником, противником христиан Максенцием, увидел во сне крест с надписью «Сим побеждай», которая и приводится обычно в несколько измененной латинской форме.