Леонид Енгибаров. Ни на кого не похожий клоун-виртуоз. Пронзительный и искренний мим. Боксер, гимнаст, сценарист, мастер философского рассказа, эквилибрист. Человек, живший и творивший вне шаблонов поведения. Он выступал без традиционных атрибутов клоуна, париков и яркого грима. Его репризы были о вечном: вере и доброте, справедливости и чести, об одиночестве и суете, о ненависти и уважении. И о сердце клоуна, которое выплескивает боль. При этом не произнося ни единого слова. Мастер паузы. У меня дыхание сбивалось, когда я смотрела его щемящие постановки.

Он ушел в вечность в 37 лет от обширного инфаркта. Хоронили его под проливным дождем. Казалось, что и природа оплакивает его.

И все-таки, в чем феномен его личности? И не только его. Будь то художник, поэт, писатель, да просто любого творческий человека? В чем разница между заурядностью и исключительностью? А просто посредственностям не хватает собственных миров, они пользуются чужой мебелью и смотрят на мир через замочную скважину.

Ведь бывает же так, один не может в радуге увидеть семь цветов, другой видит двести оттенков черного и пятьсот оттенков снега, одни чувствуют две тысячи запахов, другие - десять тысяч, одни певцы с трудом берут две октавы, другие -пять. А звук в пять октав - это уже космос. Это другой ритм восприятия мира.

Космос души этого великого мима, клоуна «с осенью в сердце» был настолько велик, что заставлял наши души смотреть вверх.