Почему храм Покрова столь популярен? Да по множеству причин!
Прежде всего, это один из древнейших храмов Северо-Восточной России. Есть, конечно, и более древние: Церковь Петра и Павла в Смоленске (1140−50-е годы); есть храмы первой половины 12 в. в Великом Новгороде и Пскове; Преображенский собор 1152 г. в Переславле Залесском; церковь Бориса и Глеба в Кидекше (Владимирская область); Успенский собор Владимира и церковь в Боголюбове (ровесники Храма Покрова)…
В любом случае, таких храмов немного. Каждый из них - великая ценность. Я, к сожалению, не могу рассказать о всех. Попробую о более-менее знакомом и любимом - собственно, владимирском храме Покрова на Нерли.
Честно говоря, при всем величии других домонгольских владимирских храмов - Дмитровского и Успенского, храм на Нерли какой-то совершенно особенный, что ли. По назначению, по архитектуре, по расположению…
Находится храм не в самом городе (в отличие от двух других), а в ближнем пригороде Владимира - Боголюбово. Иногда мне кажется, что Боголюбовский монастырь куда более известен большинству верующих. Да и туристов. Во всяком случае, упоминание самого названия Боголюбово почему-то много чаще вызывает ассоциацию именно с монастырем. И только после, если скажешь/спросишь о храме Покрова - вспоминают. И все равно зачастую мельком, отстраненно так. Как бы: монастырь - это да, это намного важнее!
Храм Покрова был выстроен так, как стоит сейчас, на отшибе - чтобы быть видным из окон княжеского терема в Боголюбове. Может быть. Что там Андрей Боголюбский думал, знал он один. Но храм действительно выстроен не то что не в самом Владимире (как Успенский собор, тоже построенный Андреем Боголюбским), но и на удалении от резиденции князя в Боголюбово. Так что вполне возможно, что и в самом деле Андрей хотел выстроить храм на виду.
Храм Покрова и удивительно гармоничен по архитектуре, и место там красивейшее: среди лугов, в стрелке Нерли и Клязьмы. Это еще одна причина постройки церкви именно здесь. Известно, что старые города строили на руслах рек - удобных путях коммуникации. И храм Покрова, выстроенный в стрелке двух рек, был виден подплывающим. Наверняка в этом был и символический смысл, и уж точно практический. По этакому «путевому знаку» издалека видно: впереди столица!
Русла рек с тех пор изменились, но вид сохранился. Храм расположен близ нынешнего Владимира - видимо, раньше расстояние до города было значительно больше, но не настолько, чтобы создать такие уж затруднения. К тому же в Боголюбово располагалась княжеская резиденция, до храма Покрова оттуда порядка 2 км. Да и исторический центр города (а тогдашний город) не так далеко. И дорогу до княжеской резиденции уж наверняка выстроили!
Не знаю, как предпочитал князь, а сейчас от Боголюбова до храма идут пешком. Пару километров через поле. Идут все, и для туристических автобусов подъезда нет. В первое наше посещение мы добирались общественным транспортом. Один из городских автобусных маршрутов идет через весь город до Боголюбова и дальше. Едем до Боголюбовского монастыря, оттуда минут 15 пешком. Переходим железную дорогу и вперед, к храму.
Вместе с нами в Боголюбово приехали японские туристы - и точно так же шли пешком. С явным удовольствием. Оно того стоит! Не бывал там зимой, а летом этот пеший подход точно усиливает впечатление от самого храма. На самом деле путь и сам храм не разделить - настолько органично церковь вписывается в ландшафт. Храм виден издалека; приближаешься - кажется, церковь на глазах вырастает посреди луга.
Наблюдал там занятную и трогательную сцену. Хоть русла рек и изменились, возле самой церкви есть заводь или пруд. В наш первый визит там как раз вовсю цвели кувшинки. Те японские туристы всей группой буквально прилипли к берегу. Ну да: лотос - сакральное и просто почитаемое в японской культуре растение. Им стало даже не до храма!
Это я к тому, что все окружающее, весь, так скажем, антураж, «работает» на восприятие целого. Настолько там все едино и гармонично. Как только открывается вид на церковь; пока мы приближаемся к ней… или она к нам? Сам храм и даже обратный путь через тот же луг - особенно если, удаляясь от церкви, обернуться.
На самом деле трудно даже представить, какое впечатление все это производило раньше. Не будем забывать: храм построен почти тысячу лет назад! Эти места были, конечно, давно обжитыми, но повторю: город в то время был много дальше. Это теперь он разросся. А Боголюбово как раз и основано князем Андреем в то же время. Это же княжеская резиденция. И княжеский храм. По легенде, на месте будущей резиденции Андрею было видение Богородицы. Здесь резиденция князя, монастырь, храм Покрова. Тогда же установлено празднование в честь Покрова Богородицы.
К примеру, в Википедии упоминается, что праздник Покрова может иметь русское происхождение. Тогда Андрей Боголюбский, скорее всего, и положил ему начало. И это снова - отдельная история…
Кажется, особое почитание Богородицы вообще свойственно Северо-Восточной, точнее - Владимирской Руси. Еще один старейший храм Владимира - Успенский. Тоже, как видно из названия, богородичный. Тоже построенный при князе Андрее. И церковь Рождества Богородицы в Боголюбово, княжеской резиденции.
Наверное, об окружающем храм ландшафте достаточно. Попробуем пробежать по нескольким, на мой взгляд, интересным моментам. Может быть, кому-то захочется самому увидеть этот древний храм?
Место для храма Покрова выбиралось настолько неслучайно, что для его постройки насыпали искусственный холм - для защиты от наводнений. Вспомним, что церковь стоит в месте слияния (а значит, разлива) сразу двух рек. Храм «стандартной» конструкции - четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый. Так называемый крестово-купольный - типичный для православной архитектуры. Такая конструкция пришла из Византии в «готовом» виде.
В плане (виде сверху) такой храм (как и следует из названия) имеет форму креста. В центре - установленный на четырех столпах барабан с куполом. Хотя о русской храмовой архитектуре стоит почитать отдельно!
Храм Покрова, хоть и дошел до нас без перестроек и почти в первоначальном виде, раньше выглядел иначе. Нынешний купол установлен в 19 в. Первоначально храм венчал не луковичный, а более архаичный шлемовидный купол. В остальном церковь, кажется, не перестраивалась. А выглядит иначе потому, что многое со временем убавлялось.
Первоначально церковь была больше. То, что мы видим сейчас - ее центральная часть, раньше с четырех сторон окруженная галереями. Судя по реконструкциям, по высоте они доходили до середины центрального здания. И мне всякий раз кажется, что с утратой галерей храм выиграл. Это личное восприятие, не больше. Есть изображения, реконструкции первоначального облика храма. Его нынешний вид мне кажется более гармоничным.
Холм вокруг церкви был полностью облицован плитами из белого камня. Наверняка зрелище открывалось фантастическое! Особенно с идущих во Владимир кораблей.
В некоторых источниках я встречал восторги в отношении русских мастеров-зодчих. Увы, русские здесь были скорее исполнителями: каменщиками и прочими строителями. Строили храм Покрова западные мастера. По летописи, «бригаду"-артель прислал германский император Фридрих Барбаросса, с которым князь Андрей был в приятельских отношениях. По мнению ученых, романские элементы в архитектуре также указывают на строителей с романского запада. Очень возможно, итальянцев.
В любом случае, строили западноевропейцы. Заодно с Успенским собором и Боголюбовской резиденцией. Может быть, и Золотые ворота. Все это строилось в одно время. Вероятно, и чуть более поздний Дмитровский собор построен той же… или подобной артелью.
Храм Покрова отличается от более привычных нам русских церквей отсутствием иконостаса. Вместо него - алтарная преграда. При этом иностранные зодчие построили очень русские храмы. В общем-то, положив начало владимирскому, а позже московскому, стилю.
Посещая храм, обратите внимание на украшающую его каменную резьбу. Очень похожая - на других владимирских храмах того периода. Это так называемые зооантропоморфные изображения: люди, животные, грифоны, растительный орнамент и пр. Это не «просто орнамент», здесь все не то что осмысленно, а несет глубокий символический и сакральный смысл.
Во-первых, библейские и житийные сюжеты. Во-вторых, отсылки к известным и популярным сюжетам «околобиблейско-апокрифическим», типа вознесения Александра Македонского. В-третьих, мощное влияние языческих сюжетов. Например, в растительном орнаменте. В украшающей храм каменной резьбе многое переплетается и сочетается. Вникать во все это не получится… да и знаний не хватит. Тема сложнейшая. Кому интересно - рекомендую обратиться к работе «Язычество Древней Руси» Б. Рыбакова. Там есть прекрасный анализ орнаментов владимирских храмов.
В любом случае, в убранстве храма видна широчайшая эрудиция строителей,
Во владимирских храмах, в том числе в каменной резьбе, все настолько переплетено, что их просто нельзя рассматривать, не вникая в историю и психологию их создателей. Можно, конечно, просто посмотреть и даже восхититься мастерством строителей. И, наверное, все. Ну фигуры людей с книжками/свитками в руках, животные, стебли с листьями. Можно даже льва опознать. Но при чем он здесь? Почему именно лев? Для красоты? А другие фигуры? При этом здесь нет ничего случайного, изображенного «просто так». Это здание сакральное. Как икона, где все символично и ничего лишнего.
Да само то, что князь Андрей посвящал храмы Богородице - не случайно. Наверняка многим известно предание о явлении Андрею Богородицы, о принесении им на Север иконы, сейчас известной как Богоматерь Владимирская. О видении Покрова, оберегающего Русь. Можно верить в это или нет, но вдохновленный Андрей положил начало Северо-Восточной Руси и в итоге - России.
И владимирские Храмы Богородицы - знак и начало этого. Как выстроенная на излучине речных путей церковь Покрова - символ границы, начала Северо-Восточной Руси. Тот же Успенский собор стал прототипом Успенского Собора Московского Кремля (снова спроектированного итальянцами, но уже при другом великом правителе, Иване III!), главного собора Московской Руси.
И именно церковь Покрова - самый первый из Богородичных храмов нового государства. Можно сказать, памятник начала нашей истории.