Когда вспоминают Инну Ульянову, то непременно говорят: «Да, это та, что с «лисой» в телесериале «Семнадцать мгновений весны»… Она все к Штирлицу приставала, говорила: «Я - Эйнштейн в любви!» После этой роли люди Ульянову останавливали на улице, брали у нее автограф, просили повторить незамысловатый монолог, а она в ответ мило улыбалась, кокетничала и острила.
Потом по поводу этой своей «дамы» Инна Ивановна скажет: «Я в кадр „забежала“ совсем ненадолго и такой резонанс…» Это был ее 4-й фильм. Она сразу приобрела известность блистательной актрисы эпизодов. Но до настоящей славы было еще далеко.
Инна Ульянова родилась 30 июня 1934 года, 75 лет назад в Донецкой области (по другим данным - в Москве). Ее отец был известным горным инженером, мать занималась строительством дорог. Артистов в их родне ни с чьей стороны не было. Но, как вспоминала Инна Ивановна, ее отец прекрасно танцевал, обожал рассказывать смешные истории. В их доме часто бывали гости, веселые молодые люди.
Во время Второй мировой войны их семья жила в Новосибирске. В школе будущая актриса училась без особого энтузиазма. Родным она заявила тоном, не терпящим возражения, что будет «артистичкой». Но папа и мама даже слушать не хотели упрямую дочь. Когда их семья переехала в Москву, им дали большую квартиру в доме Совета Министров, где жили известные кинематографисты. Юная Инночка у подъезда с замиранием сердца подкарауливала «выход» режиссера С. Герасимова и его жены Т. Макаровой, актрисы М. Ладыниной. Инна Ульянова любила рассказывать, вспоминая свою юность: «В нашем доме жил сам Алексей Консовский, сыгравший принца в „Золушке“. И я была в него влюблена, как и все девочки страны…»
Окончив школу, бесстрашная Инна Ульянова отправилась в театральное училище им. Б. Щукина. Инночка, маленького роста, худенькая, с тонкой косичкой, уверенно предстала перед взорами членов приемной комиссии. Едва она начала читать прозу, ее тут же остановили. Попросили прочесть какую-нибудь басню Крылова. Инна недовольно пожала плечиками и «приступила» к басне. Читала ее она оригинально, поминутно останавливалась, заливаясь от смеха. Когда Инна вышла из зала, за ней последовал актер из приемной комиссии, оглядел ее жалкую фигурку, сказал: «Слушай, худенькая, тебя берут, но разочаруешь всех, тогда… выгонят». Инночка решительно вздернула вверх подбородок, уверенная в том, что «выгнать» ее никому не удастся.
От природы она была трусиха, но, когда дело касалось театра, энергия начинала в ней бурлить с неистовой силой.
В училище все юноши были хороши как на подбор - О. Стриженов, В. Лановой, В. Ливанов, А. Ширвиндт, М. Державин. Влюбленность всегда витала в воздухе, романы возникали то тут, то там. А Инна Ульянова искала свой идеал среди зрелых мужчин, «порядочных и умных, способных ее оградить от проблем». Когда она стала актрисой ленинградского государственного Театра комедии, увлеклась 50-летним сценаристом. Подруги пытались познакомить ее со своими ровесниками, но Инна увлеченно читала сценарии со своим новым возлюбленным, бегала с ним в цирк и в кино на последние сеансы, обустраивала их совместный быт. Ульянова воспринимала любовь как особый дар, принимала в штыки уговоры друзей, заявляя: «Главное - это духовное общение».
Она любила жизнь. Любила любить. Каждое новое знакомство с мужчиной становилось для Инны Ульяновой очередной пьесой, где главная актриса - она.
В это же время Ульянова с упоением играла под руководством режиссера Н. Акимова. Она выступала в пьесах В. Шекспира, А. Сухово-Кобылина, Н. Гоголя, Е. Шварца. В Ленинграде у Инны Ивановны был оглушительный успех, многие «ходили» на Ульянову. В течение 7 лет актриса практически переиграла весь репертуар театра. Однако в прессе все чаще появлялись разгромные статьи на спектакли любимого режиссера Ульяновой. Он был обвинен в формализме в искусстве. Акимов покинул театр и занялся преподавательской деятельностью. Не желая работать с новым режиссером, Инна Ивановна переезжает в Москву и приходит в только что созданный театр Ю. Любимова.
В Ленинграде актриса заставляла зрителей рыдать от смеха, она могла существовать на сцене без слов и делать это смешно. У Любимова в спектаклях Ульянова была талантлива, но сдержанна. В 80-е годы прошлого столетия театр Любимова становится единственным «островом свободы» в театральной жизни столицы. Режиссер ставит спектакли, не боясь цензуры, но ему не дают спокойно работать, а вскоре лишают гражданства. Инна Ивановна понимала, что она не актриса Любимова. Когда Любимов вернулся из эмиграции, а на «Таганке» образовались два лагеря, Ульянова переходит на сторону режиссера Н. Губенко.
Она говорила: «Сколько времени потрачено на бесполезные споры, суды. Но думаю, что меня в жизни спасет, как всегда, творчество и любовь».
Как-то в одном интервью журналистка ее спросила: «Вы говорили, что все ваши любовные романы можно экранизировать. Это правда?» На что Ульянова ответила: «Не сомневаюсь. Особенно с французом…» Инна Ивановна познакомилась с летчиком эскадрильи «Нормандия» Героем Советского Союза Жаном-Пьером Константеном в гостях у друзей. Их роман длился 4 года, до самой смерти легендарного летчика. Не удержавшись от слез, Ульянова сказала журналистке: «Мы побывали с ним почти во всех кафе Парижа, читали друг другу стихи, дарили цветы и любовь. А еще любили дома жарить картошку и ели ее с селедкой».
В 48 лет Ульянова впервые узнала, что значит быть «звездой». Она снялась в фильме М. Козакова по пьесе Л. Зорина «Покровские ворота» в роли Маргариты Павловны Хоботовой. М. Козакова после выхода этой киноленты обвиняли в обывательщине. Сюжет действительно прост и забавен… Москва в 50-е годы. Коммунальная квартира. К своей тетушке приезжает молодой человек Костя (О. Меньшиков). Он сразу же оказывается в водовороте событий, которыми живут люди в этой квартире. В фильме снимались актеры Л. Броневой, С. Пилявская, В. Борцов, Т. Догилева, Е. Коренева, А. Равикович и др.
Целеустремленная Маргарита Павловна страстно желает, чтобы ее первый муж Лев Хоботов был доволен жизнью. Она контролирует каждый его шаг. Вконец измученный и отчаявшийся, он просит помощи у нового избранника бывшей супруги Саввы Игнатьевича. В этом фильме все хотят быть счастливыми, все жаждут любви. Несмотря на гонения критики, фильм зрители «растащили» на цитаты. Чего стоит только один монолог неуемной и вездесущей Маргариты Павловны (обращается она к новой избраннице своего бывшего мужа): «Скажите, милочка, вы, наверное, желаете, чтобы ваша жизнь пошла кувырком, превратилась в хаос, где будут исчезать счета, квитанции, галстуки… вам навсегда придется вернуться в ледниковый период, но без шкур, их он вам достать не сможет»…
Инна Ивановна сыграла в 27 фильмах, 3 сериалах, не отказывалась от ролей в сатирических журналах «Фитиль». Когда Ульянову пригласили на телевидение, где она участвовала в программах «На здоровье» и «Дело хозяйское», зрители ликовали. Она была элегантна, остроумна, при этом никогда не теряла чувства меры.
Инна Ульянова в последние годы жизни плохо себя чувствовала (беспокоила печень). Но продолжала играть в антрепризах, мечтала о будущем… Мало кто знал из ее коллег по театру, что Ульянова морально страдала из-за болезни престарелой матери, которая находилась в психоневрологическом диспансере.
Заслуженная артистка РФ Инна Ульянова ушла из жизни 9 июня 2005 года, в 71 год, в Москве.
Имя этой замечательной актрисы всегда было окружено всевозможными слухами. Даже после ее смерти. Однако Инна Ульянова навсегда осталась в памяти своих почитателей энергичной и сильной женщиной - этаким «вечным двигателем», с неподдельной радостью - в жизни и на сцене.