Фильм «Приходите завтра», снятый в 1963 году, до сих пор любим зрителями. Фрося Бурлакова - открытая, чистая, наивная и талантливая - одна из лучших героинь советского кинематографа. Мало кто знает, что актриса Екатерина Савинова сыграла в это картине саму себя…
Певучая крестьянка
Екатерина Федоровна Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края, в обычной крестьянской многодетной семье. Катя поражала односельчан своим необычно сильным и звучным голосом - никто не мог ее перепеть. Шутя ей говорили, что она могла бы стать артисткой - но всерьез никто так не считал - родители были уверены, что девочку ждет обычная крестьянская жизнь.
Но сама Екатерина воспринимала слова взрослых всерьез. И несмотря на запреты родственников, после школы отправилась учиться в Москву «на артистку» - сразу во ВГИК. Но так как она толком не знала, когда начинаются вступительные экзамены, то приехала в столицу в августе, когда прием документов был уже закончен.
Но девушку приняли в Землеустроительный институт, где она проучилась полгода, пока не узнала, что во ВГИКе начался дополнительный набор на курс Василия Ванина. Она успешно сдала экзамены, но проучилась всего полгода - мэтр сказал Савиновой, что в кинематографе ей не место - слишком уж она нефотогеничная. Зато он прочил й судьбу великолпной опрной пвицы - диапазон голоса Савиновой составлял 3 октавы. Но она рвалась стать киноактрисой. Екатерина не сдалась и сделала еще одну попытку - отправилась пробоваться в мастерскую Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова (в фильме «Приходите завтра» он играл профессора консерватории). Конкурс был просто невероятный - артистами мечтали стать 3 тысячи абитуриентов. Но отобрали всего лишь 40, среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова.
Роковая пощечина
Начались годы учебы, интересные и трудные, голодны и счастливые. По воспоминаниям однокурсников, Екатерина отличалась редкостным простодушием и наивностью, над которыми потешался весь курс. Так, ей часто говорили: «Катя, позвони, узнай сколько времени». Она набирала номер автоответчика, спрашивала, который час, а потом возмущалась: «Да что такое! Почему они сразу бросают трубку, я даже спасибо сказать не успела!»
Там же, во ВГИКе начался роман Екатерины Савиновой и будущего режиссера Евгения Ташкова. Они познакомилась еще будучи абитуриентами - по иронии судьбы их поселили в одной комнате в общежитии. Ошибка потом разъяснилась, но знакомство состоялось.
После окончания ВГИКа они поженились, а в 1957 году родился их единственный сын Андрей Ташков, ставший весьма известным актером.
Но в 1949 году до рождения сына еще было далеко. Екатерина Савинова снялась в своей первой роли - подружки главной героини фильма «Кубанские казаки». Задорная, румяная Любочка запомнилась зрителям, но актрисы, сыгравшая ее, надолго исчезла из их поля зрения. Екатерина Савинова, простодушная и по-деревенски цельная, на съемках «Кубанских казаков» впервые столкнулась с изнаночным миром киноискусства и поплатилась за свою наивность. Режиссером фильмы был Иван Пырьев - маститый, обласканный властями, и чрезвычайно охочий до женских ласк. На съемках мэтр приударил за хорошенькой провинциалкой, но получил неожиданный для себя отпор - актрисы охотно принимали его ухаживания в надежде на будущие роли. Отпор выразился в публичной пощечине, о которой долго судачили в кинематографических кругах.
Это пощечина дорого обошлась Савиновой. Пырьев долгое время возглавлял Союз кинематографистов и по его приказу Савинову больше почти не приглашали на съемки, разве что на эпизодические роли. Главные роли доставались другим. Например, когда Григорий Чухрай снимал свой знаменитый фильм «Сорок первый», он пригласил на главную роль Савинову. Но Пырьев вмешался и запретил ее съемки.
Савинова, не имея возможности сниматься в кино, играла в театре, начала задумываться о певческой карьере - она закончила институт имени Гнесиных по классу вокала. Но по каким-то причинам, певицей она так и не стала - хотя ее приглашали в Большой театр.
Но сыграть свою главную роль она успела - в фильме «Приходит завтра», снятым мужем, Евгением Ташковым в 1963 году. Сценарий этой картины писался специально под Савинову, и на основе ее биографии.
Когда «Приходите завтра» вышла на экраны, зрители были покорены, а Савинова признана лучшей актрисой года.
Страшная болезнь
Никто не догадывался, с каким трудом проходили съемки. По двум причинам - идеологической и личной.
Что касается идеологии, то картину едва не закрыли, найдя в ней нападки на советское искусство - помните, когда скульптор, герой Анатолия Папанова громит свои творения, считая их халтурой. В качестве халтуры там фигурировали девушки с веслом и прочие атрибуты советской пропаганды. Евгений Ташков вспоминал: «Приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой - известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: «Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!» Однако, поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съемки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: «Дуракам полработы не показывают».
А личная причина была еще серьезней - во время съемок Екатерина Савинова заболела. Ташков вспоминал: «Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Приглашаем психиатров: „Это не наш пациент. Нужен невропатолог“. Вызываем невропатологов. Они тоже не знают, что делать. В конце концов Катя попала к профессору из Одессы, который считал, что все психические заболевания происходят из-за попадания в организм какой-то инфекции. И нашел у нее бруцеллез. Он сосредоточился на лечении этой болезни, назначал бесконечные переливания крови и упустил из виду сопутствующее заболевание - шизофрению. Снимаясь в Крыму в эпизоде у Герасимова, Катя на базаре регулярно покупала парное молоко, которое очень любила. Так она и подхватила бруцеллез. Период его созревания в организме - восемь месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места и может поразить любой орган. А поскольку во время съемок кинофильма „Приходите завтра“ за 30 сентябрьских дней у нас был 31 съемочный, то она работала на пределе нервного истощения. В результате болезнь затронула центральную нервную систему, Катя слегла, а съемки отложили на год».
Но картину все же удалось закончить. Пока фильм с успехом шел на экранах страны, Савинова боролась с болезнью. И эта борьба продолжалась много лет.
Она подолгу лежала в больнице, боролась с депрессией и суицидальными мыслями. Ей казалось, что она никому не нужна. В периоды просветления она понемногу снималась в кино, но главных ролей ей опять не предлагали.
В 1970 году она неожиданно сорвалась из Москвы и поехала в Новосибирск, в гости к сестре. И 25 апреля произошло страшное - она бросилась под поезд и скончалась в мучниях. Похоронили Екатерину Савинову на Клещихинском кладбище в Новосибирске.
Борис Бибиков однажды сказал: «Катя действительно необыкновенная актриса. Я знал только одного актера с такой фанатической преданностью искусству. Это был Константин Сергеевич Станиславский… И вот еще наша Катюха, это чудо природы»…