Всем давно известно о существовании взаимосвязи между безумием и талантом. Ниже будет рассказано о том, как некоторые «пациенты» своими талантами смогли повлиять на все остальное здоровое человечество. В списке не найти политиков, ведь они всего лишь исполнители, а речь пойдет именно о творцах. Конечно же, этой десяткой число знаменитостей «не в себе» не исчерпывается, их число во много больше. Так что можно отнестись к данной коллекции, как к субъективному выбору, дополнив ее по своему вкусу.
Эдгар Алан По (1809−1849). Открывает список этот американский поэт и писатель. Отмечается его подверженность «душевным расстройствам», хотя точный диагноз так и не был установлен. По страдал провалами в памяти, манией преследования, порой он неадекватно себя вел, его преследовали галлюцинации и боязнь темноты. В статье «Жизнь Эдгара По» Хулио Кортасар описывает один из приступов болезни писателя. Летом 1842 года Эдгар вдруг вспомнил о Мэри Деверо, дядю которой он некогда отстегал хлыстом. Полубезумное состояние стало причиной путешествия из Филадельфии в Нью-Йорк.
Хотя женщина была замужем, писатель стремился непременно узнать, любит ли она своего мужа. Несколько раз По пересекал реку на пароме, спрашивая адрес Мэри у прохожих. Добравшись до своей цели, Эдгар устроил скандал, после чего решил остаться там на чаепитие. У домочадцев это вызвало крайнее удивление, к тому же писатель проник в дом без их согласия. Удалился незваный гость лишь после того, как ножом искрошил несколько редисок и потребовал, чтобы Мэри спела его любимую песню. Нашли писателя лишь спустя несколько дней - потеряв рассудок, он бродил по окрестным лесам.
Частые депрессии начались у Эдгара По еще с конца 1830-х годов. На психику сказались и злоупотребления алкоголем, под его воздействием писатель впадал в буйное помешательство. Вскоре к спиртному добавился и опий. Душевное состояние писателя ухудшилось после тяжелой болезни его юной супруги. В 1842 году двадцатилетняя Вирджиния, приходившаяся к тому же По кузиной, заболела туберкулезом, умерев через 5 лет. Эдгар пережил жену всего на два года, но за это время он несколько раз пытался влюбляться и даже пару раз делал предложения. Если первая помолвка не состоялась, так как эксцентричный жених попросту отпугнул избранницу, то во втором случае жених сам пропал.
Незадолго до свадьбы По впал в невменяемое состояние, сильно напившись. В результате его нашли в одном из дешевых трактиров Балтимора спустя 5 дней. Эдгара поместили в клинику, в которой он и скончался через несколько дней, страдая от сильных галлюцинаций. Одним из самых сильных кошмаров По была смерть в одиночестве, как он не старался избежать его, он сбылся. Хотя многие его друзья и обещали быть с ним в последнюю минуту, но ночью 7 октября 1849 года рядом с Эдгаром никого из близких не оказалось. Последним, кого позвал к себе По, был Джереми Рейнолдс, знаменитый полярный исследователь.
По сумел заразить публику двумя популярными жанрами. Первый из них - роман ужасов, созданный под влиянием мрачного романтизма Гофмана. Однако именно По сумел создать подлинную атмосферу страха и кошмара, вязкого и изощренного. Это проявилось в романах «Сердце-обличитель» и «Падение дома Эшеров». Вторым жанром, в котором По себя проявил, стал детектив. Месье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» стал прообразом Шерлока Холмса с его дедуктивными методиками.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844−1900). Немецкий философ обладал пугающим диагнозом «ядерная мозаичная шизофрения». В его биографии принято называть это явление проще - одержимость, которая протекала, возможно, на фоне сифилиса. Самым ярким симптомом стала мания величия. Философ рассылал записки, в которых объявлял о своем скором господстве на Земле, он требовал снять со стен квартиры картины, так как это его храм.
О помрачнении рассудка свидетельствовали случаи, наподобие объятий с лошадью на городской площади. У философа были частые головные боли, его поведение не отличалось адекватностью. Медицинская карта писателя свидетельствует, что он порой пил свою мочу из сапога, мог нечленораздельно кричать, больничного сторожа принимать за Бисмарка. Ницше как-то пытался забаррикадировать свою дверь осколками стакана, он спал на полу рядом с расстеленной постелью, прыгал, как животное, делал гримасы и выпячивал левое плечо.
Причиной заболевания стали несколько апоплексических ударов, в результате последние 20 лет своей жизни философ страдал психическими расстройствами. Но именно в этот период и увидели свет его самые значимые произведения, к примеру «Так говорил Заратустра». Половину этого периода Ницше провел в специализированных клиниках, доме же не мог обойтись без ухода матери. Состояние писателя постоянно ухудшалось, в результате под конец своей жизни он обходился лишь простейшими фразами: «Я мертвый, потому что я глупый» или «Я глупый, потому что я мертвый».
Общество получило от Ницше идею сверхчеловека. Пусть и покажется парадоксом, что этот больной человек, прыгавший по-козлиному, ассоциируется ныне со свободной личностью, стоящей превыше морали и существующей над понятиями добра и зла. Ницше дал новую мораль, «мораль господ» должна была прийти на смену «морали рабов». Он считал, что здоровая мораль должна прославлять естественное устремление любого человека к власти, а всякая иная мораль является по своей сути болезненной и упадочной. В итоге идеи Ницше легли в основу идеологии фашизма: «Больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие - победить», «Падающего толкни!». Философ прославился и своим допущением «Бог мертв».
Эрнест Миллер Хемингуэй (1899−1961). Этот американский писатель страдал острыми приступами депрессии, которые привели к умственному расстройству. Симптомами выступили суицидальные наклонности писателя, мания преследования и частые нервные срывы. Когда в 1960 году Хемингуэй вернулся в Америку с Кубы, то он сразу же сам согласился на лечение в психиатрической клинике - его мучили частые депрессии, чувство неуверенности и постоянный страх. Все это мешало его работе.
Двадцать сеансов электрошока результата не принесли, писатель так отзывался об этом: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают… Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли».
Выйдя из клиники, Хемингуэй понял, что писать не может по-прежнему, тогда-то и случилась его первая попытка суицида, прерванная близкими. Жена писателя уговорила его пройти повторный курс лечения, однако намерения покончить с собой у него остались. Спустя пару дней после выписки Хемингуэй выстрелил себе в голову из любимого ружья…
Хемингуэй заразил нас болезнью «потерянного» поколения. Как и его товарищ, Ремарк, он писал о конкретном пласте судеб, которые пострадали из-за мировой войны. Однако сам термин оказался настолько емким, что сегодня чуть ли не каждое поколение стремится примерить это определение к себе. Благодаря писателю родился новый литературный прием, «метод айсберга» - за скупым и сжатым текстом кроется щедрый и эмоциональный подтекст. Хемингуэй породил новый «мачизм» не только своим творчеством, но и жизнью. Его герои - суровые борцы, которые предпочитают не разбрасываться словами. Они понимают, что их борьба, пожалуй, не имеет смысла, но все равно борются до конца.
Ярким примером такого персонажа стал рыбак Сантьяго из «Старика и море». Именно его устами автор говорит: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». К великому сожалению многих, сам писатель - солдат, охотник, моряк и путешественник, чье тело покрывали бесчисленные шрамы, бороться за свою жизнь не стал. Но следует заметить, что и смерть его стала следствием приверженности идеалам. Хемингуэй писал: «Мужчина не имеет права умирать в постели, либо в бою, либо пуля в лоб».
Джон Форбс Нэш (родился в 1928 году). Этот американский математик, ставший лауреатом Нобелевской премии, широкой публике стал известен после выхода фильма Рона Ховарда «Игры разума». Диагноз Нэша - параноидальная шизофрения. Ее симптомами выступают мания преследования, бред с навязчивыми идеями, разговоры с несуществующими собеседниками и проблемы с самоидентификацией.
Еще в 1958 году журнал «Fortune» назвал Нэша восходящей американской звездой в области математики. Однако тогда же появились и первые признаки заболевания. В 1959-м году Нэш был уволен с работы и помещен в психиатрическую клинику в пригороде Бостона для прохождения принудительного лечения. Состояние ученого улучшилось лишь после курса химиотерапии, вместе со своей женой Алисией Лард Нэш переехал в Европу. Там он пытался получиться статус политического беженца. Однако в просьбе ученому было отказано и власти Франции депортировали его обратно в США. В итоге семья больного гения поселилась в Принстоне, сам Нэш не работал, ведь его болезнь быстро развивалась. В 1961 году ученый был вынужден пройти курс инсулиновой терапии в госпитале Нью-Джерси, но после выписки оттуда он сбежал в Европу, покинув жену и детей. В 1962 году Алисия оформила развод, правда продолжала оказывать бывшему мужу помощь.
Вернувшись вскоре в США, ученый путем постоянного приема антипсихотических средств настолько улучшил свое состояние, что смог начать работать в Принстонском университете. Однако Нэш вдруг решил, что лекарства могут повредить его умственным способностям и работе, как результат - очередное ухудшение. Многие годы Нэш появлялся в Принстоне, записывая на досках малопонятные формулы и беседуя с голосами. Обитатели университета перестали удивляться, воспринимая ученого, как безобидное привидение. В седине же 80-х Нэш пришел в себя и снова занялся математикой. В 1994 году 66-летний Джон Нэш получил Нобелевскую премию по экономике, за анализ равновесия в теории некооперативных игр. Основные открытия были сделаны еще в 50-х, до начала болезни. В 2001 году ученый вновь воссоединился со своей бывшей женой.
Благодаря Нэшу возник новый научный подход к экономической теории игр и к математике конкуренции. Ученый отбросил стандартный сценарий, в котором присутствует победитель и побежденный и создал модель, в которой обе конкурирующие стороны при длительном соперничестве лишь проигрывают. Такой сценарий получил название «равновесие по Нэшу», обе стороны находятся в равновесии, так как любое изменение может только ухудшить их позиции. Исследования Нэша в области теории игр также активно использовались американскими военными в эпоху холодной войны.
Джонатан Свифт (1667−1745). Специалисты до сих пор спорят о том, какой же диагноз поставить этому ирландскому писателю - болезнь Пика или Альцгеймера. Известно, что Свифт страдал головокружениями, потерей памяти, терял ориентацию в пространстве и часто не узнавал людей и окружающие его предметы, плохо улавливал смысл речи собеседника. Эти симптомы постоянно нарастали, приведя писателя в конце жизни к полному слабоумию.
Свифт подарил обществу новую форму политической сатиры. Его «Путешествия Гулливера» пусть и не стали первым саркастическим взглядом просвещенного интеллектуала на окружающую действительность, но новизна проявилась в том, как именно она рассматривалась. Если в то время принято было высмеивать жизнь с помощью литературных «увеличительных стекол», то Свифт, служивший деканом собора святого Патрика, использовал линзу с кривым стеклом. Впоследствии его прием подхватили Салтыков-Щедрин и Гоголь.
Жан-Жак Руссо (1712−1778). Французский писатель и философ страдал паранойей, которая выражалась в мании преследования. В начале 1760-х годов свет увидела книга Руссо «Эмиль, или о воспитании», которая породила его конфликт с государством и церковью. Со временем это только усилило у Руссо его врожденную подозрительность, порождая болезненные формы. Философ везде подозревал заговоры, он стал вести жизнь скитальца, стараясь нигде не задерживаться надолго. Ведь по его представлениям все его друзья и знакомые что-то против него замышляют или как минимум подозревают. Однажды, в замке, в котором гостил Руссо, умер слуга и Жан-Жак потребовал его вскрытия, так как полагал, что в нем все видят отравителя.
Зато благодаря Руссо мир увидел педагогическую реформу. Нынешние методики воспитания детей во многом основываются на «Эмиле… «Руссо. Так, взамен репрессивному методу воспитания ребенка Руссо еще тогда предложил применять ласки и поощрения. Философ учил, что нельзя заставлять ребенка механически заучивать сухие факты, гораздо проще будет объяснять ему на живых примерах, что даст возможность восприятия новых знаний. Руссо считал, что главная цель педагогики не исправление личности под существующие общественные нормы, а развитие имеющихся у человека талантов.
Француз считал, что наказание должно иметь место, но являться следствием поведения ребенка, а не тупым инструментом демонстрации воли сильного над слабым. Руссо советовал матерям вскармливать своих детей самостоятельно, а не перепоручать кормилицам. Сегодня педиатрия полностью поддерживает такого мнение, доказано, что только молоко матери может положительно воздействовать на здоровье ребенка. Да и к вопросу пеленания Руссо относился скептично, так как это ограничивает свободу движения ребенка.
Благодаря Руссо родился новый тип литературного героя и новые направления в литературе. Фантазия философа породила прекраснодушное создание - дикарь, который руководствуется не разумом, а высоконравственными чувствами. В рамках романтизма и сентиментализма оно развивалось, росло и старилось. Философ выдвинул идею правового демократического государства, что получило отражение в его труде «Об общественном договоре». Считается, что именно это произведение вдохновило французов на «Великую революцию», однако сам Руссо радикальных мер, применяемых в ее ходе, никогда не придерживался.
Николай Васильевич Гоголь (1809−1852). Знаменитый русский писатель страдал шизофренией, вперемешку с периодическими приступами психоза. Гоголя посещали звуковые и зрительные галлюцинации, периоды апатии и крайней заторможенности (вплоть до отсутствия реакции на внешние раздражители) сменялись приступами крайней активности и возбуждения. Писатель часто погружался в депрессивные состояния, испытывал острую ипохондрию. Известно, что Гоголь считал, что органы в его теле несколько смещены, а желудок так и вовсе располагаются «вверх дном», преследовала его и клаустрофобия.
Различные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, но наибольший прогресс наступил в последний год его жизни. В январе 1852 года от тифа умерла сестра близкого друга писателя, Екатерина Хомякова, что вызвала у Гоголя сильнейший приступ ипохондрии. Он жаловался на страх смерти, погрузившись в постоянные молитвы. Писатель отказался от еды, жалуясь на недомогания и слабость, считая, что смертельно болен. Врачи, конечно же, никакой болезни у него не нашли, кроме небольшого кишечного расстройства.
В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь сжег свои рукописи, объяснив это затем происками нечистой силы, состояние автора стало резко ухудшаться. Да и лечение велось отнюдь не профессионально - ставили пиявки в ноздри, обертывали холодными простынями и окунали голову в ледяную воду. В итоге 21 февраля 1852 года Гоголь умер. Истинные причины его смерти так и остались неясными. Выдвигаются разные гипотезы - от отравления ртутью, до самоубийства и выполнения контракта перед дьяволом. Но скорее всего писатель попросту довел себя до полного нервного и физического истощения. Возможно, сегодняшние психиатры смогли бы решить его проблемы и спасти жизнь.
Благодаря Гоголю в наше общество вошла специфическая любовь к маленькому человеку, обывателю. Чувство это наполовину состоит из жалости, а наполовину из отвращения. Писатель смог создать целое созвездие точных русских типажей. Именно Гоголь создал несколько «ролевых моделей», которые действительны и по сегодняшний день. Достаточно лишь вспомнить Чичикова и Башмачкина.
Ги де Мопассан (1850−1893). Известный французский писатель страдал прогрессивным параличом мозга. Симптомами заболевания выступили суицидальные наклонности, ипохондрия, галлюцинации и бред, буйные припадки. Ипохондрия сопровождала Мопассана всю его жизнь - он очень боялся сойти с ума. С 1884 года у писателя стали наблюдаться частые нервные припадки, сопровождаемые галлюцинациями. Он даже пытался покончить с собой дважды, будучи крайне возбужденным. Но обе попытки, с пистолетом и ножом для бумаги, оказались неудачными. В 1891 году писатель был помещен в клинику Бланша, где и находился в полусознательном состоянии до самой смерти.
Мопассан привнес в литературу физиологизм и натурализм, его произведения часто принизаны эротикой, что стало новинкой. Писатель испытывал потребность постоянно бороться с бездуховностью общества, которое зациклилось лишь на потреблении. Сегодня произведения-клоны «Милого друга» создают французские авторы Мишель Уэльбек и Фредерик Бегбедер, в России преемником Мопассана можно считать Сергея Минаева.
Винсент Виллем ван Гог (1853−1890). Знаменитый голландский живописец страдал шизофренией. Его посещали звуковые и слуховые галлюцинации, приступы бреда. Агрессия и мрачность могли быстро смениться радостным возбуждением. Посещали Ван Гога и суицидальные мысли.
Болезнь заметно прогрессировала в последние 3 года жизни художника, приступы участились. Во время одного из них и состоялась знаменитая хирургическая операция. Ван Гог отрезал себе мочку и нижнюю часть левого уха. Этот фрагмент он отослал в конверте своей возлюбленной как сувенир на память. Неудивительно, что Ван Гог был помещен в больницу в Арле для душевнобольных. Затем были госпитали в Сан-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Сам художник осознавал, что он глубоко болен. В одном из своих писем он писал: «Я должен без уверток приспособиться к роли помешанного».
До самой своей смерти Ван Гог продолжал творить, хотя со стороны покупателей к его картинам интереса ни у кого не возникало. Художник вел буквально нищенский образ жизни, часто голодая. Современники вспоминают, что в такие периоды он даже иногда ел свои краски. Но именно в периоды помутнения сознания и родились шедевры мировой живописи: «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя», «Красные виноградники в Арле», «Дорога с кипарисами и звездами». Однако находиться в затуманенном состоянии Ван Гог больше не мог - 27 июля 1890 года он смертельно ранил себя пистолетным выстрелом.
Благодаря Ван Гогу в наш мир пришла анимация. Ведь его творческая манера, в которой динамичные сюжеты реализовывались яркими красками, реальность гротескно искажалась и создавалась атмосфера сна (ужасного или, наоборот, счастливого детского) послужила основой для многих работ нынешних художников-мультипликаторов. Сегодня благодаря безумному нищему художнику мы стали понимать, что художественная ценность любого произведения - вещь относительная. Ведь Ван Гог, рисовавший незатейливые подсолнухи, попивая абсент, уже посмертно стал рекордсменом аукционных продаж.
Сергей Александрович Есенин (1895−1925). Знаменитый русский поэт страдал маниакально-депрессивным психозом. Его сопровождала мания преследования, внезапные вспышки ярости и неадекватное поведения. Вспоминают, как Есенин неоднократно крушил мебель, бил посуду и зеркала, оскорбляя окружающих.
Приступы психоза часто провоцировались любовью поэта к спиртному. В итоге Есенин неоднократно проходил лечение в специализированных клиниках не только России, но и во Франции. Но лечение, увы, так и не дало результатов. Так, выписавшись из клиники профессора Ганнушкина, уже через месяц поэт покончил с собой - он повесился на трубе парового отопления в ленинградской гостинице Англетер. Хотя в 70-е годы и возникла версия об убийстве с последующей инсценировкой суицида, но доказано она не была.
Благодаря Есенину русская литература получила новые интонации. Поэт сделал нормой любовь к природе, деревне и местному жителю, сопровождая это грустью, трогательной нежностью и слезами. Появились даже прямые последователи поэта в идеологическом аспекте - «деревенщики». Многие произведения Есенина созданы в стиле городского хулиганского романса, что заложило основы нынешнего русского шансона.